Итак, вслед за Новомосковском железнодорожным (который, кстати, будет ещё иметь продолжение) покажу Новомосковск малоэтажный. В плане до- и послевоенной застройки этот город, как и вся его агломерация - настоящий заповедник двух-трёхэтажной застройки. Так что фотографий в этой серии будет много, аж пятьдесят семь штук, плюс две карты. Не пугайтесь :) Ну, а начал я поход по городу, традиционно, с истока великого Дона:
Великий Дон,
тоже совершенно традиционно, никуда не тёк от слова вообще:
Ну, зато я постоял, одновременно, на обоих его берегах. После
посещения Новомосковской детской железной дороги мы встретились с моим новомосковским другом Сергеем, и пошли, куда глаза глядят. Через Детский парк, который вовсю приводят из заброшенного в приличный вид. Но в котором старых артефактов ещё немало:
Или, вот, прудик, с бетонными тумбами для прыжков в воду. Когда-то в этом болотце заплывы проводили:
Кстати, вот именно из этого пруда и вытекает настоящий Дон. И утекает вон в ту круглую дырку. Но нам в другую сторону, к станции Урванка. В городе вовсю расширяют дороги. Правда, про пеших граждан, в угоду автомобилизированным, тут, как-то, забывают. Видите справа кучу песка? Это автобусная остановка. Вот, реально - граждане стоят вокруг этой кучи, и в ней самой, и ждут автобуса:
Около станции стоит простая кирпичная двухэтажка с простым адресом: станция Урванка, дом 2:
А ЭТО растёт у него под окнами. Реально, где-то метр в диаметре:
Подивившись на эту заготовку для Золушкиной кареты, идём дальше. В гаражах оборудована курилка с использованием дивана от дизель-поезда Д1:
Потом мы немного погуляли по путям ветки к бывшей платформе Анилиновая - об этом будет отдельный рассказ во второй части железнодорожного повествования - и вышли к новомосковскому микрорайону Гипсовый. Вот оно, царство двухэтажек: воспользуемся нововведением Яндекса, и вставим карту с маршрутом нашего похода:
Какая замечательная арка. А вот ещё:
Во дворах, как и положено, массивы сараев:
Дома тут оштукатурены и покрашены:
А вот неработающая баня типового проекта:
Соседний квартал выглядит уже не так презентабельно:
Ну, да, подальше от центральной улицы - и можно дома уже не красить:
А сараи вообще никто никогда не красит:
Граница двух- и трёхэтажной застройки:
Трёхэтажки улицы Олимпийская:
Местный антураж:
А другую сторону улицы представляет вообще панельное пятиэтажие:
Стовосьмидесятиметровая радиомачта Новомосковского телецентра:
Между прочим, Новомосковский - тогда ещё Сталиногорский - телецентр был третьим телецентром, появившимся в СССР, после Москвы и Ленинграда, в 1956 году:
С 1 января 1957 года телецентр транслировал свою собственную программу, поскольку сигнал центрального канала из Москвы был неустойчивым. Хотя тогдашний Сталиногорск и входил в состав Московской области:
Телецентр расположен на улице Рудничная:
Упирается она в ДК Гипсового завода:
Останки первоначального уличного освещения:
Южнее микрорайон застроен типовыми пятиэтажками, и смотреть там особо не на что. Разве что, пивасика прикупить:
Зато из Гипсового ходит собственная маршрутка Новомосковск - Москва. Даже с бронированием мест:
Перемещаемся ещё чуть южнее, в посёлок Депо. Подивившись по дороге на типичный новомосковский остановочный павильон, который не защитит вас ни от солнца, ни от ветра, ни от косых дождя и снега:
Итак, тут жили деповцы и прочие железнодорожники:
Множество двухэтажек разнообразных серий:
А за ними, во дворах, построены уже современные трёхтажки, для переселенцев из ветхого фонда:
Дома выше тут строить опасно - под землёй остатки шахтных выработок.
Если бы не поделка Волжского автозавода, и не красная стена справа, можно было бы представить, что ты перенёсся на полвека назад:
Хотя полвека назад асфальта тут точно не было. И магазина для дальнобойщиков - тоже, впрочем, он и без этого закрыт:
Продолжаем перемещаться в середину прошлого века:
Даже дорожек к подъездам нет, только тропинки:
Если эти двухэтажки, фасадом выходящие на улицу Мира, относятся к посёлку Депо, то стоящие за ними одноэтажные дома - к посёлку 26 шахты:
Собственно, когда был построен этот посёлок, сам город Сталиногорск был совсем не здесь, а гораздо севернее, за Любовским водохранилищем:
Но про тот город будет совсем отдельный рассказ. А пока - вот:
В центре посёлка депо высится монументальный Дворец культуры, разумеется, железнодорожников:
Домики вокруг ДК. Вот этот наполовину сгорел, наполовину используется. Причём, он таким же семь лет назад был, когда я был в Новомосковске первый раз:
Фото 2009 года. Даже салон красоты в нём всё тот же. А вот ветхие двухэтажки, стоявшие за ним, снесли:
Стабильность, однако! Угловой дом с балконами, эркерами и магазином:
Юго-западнее ДК - ещё один квартал двухэтажек. Улица так и называется - улица Депо:
Вооон там, если приглядеться, можно разглядеть тендер второго новомосковского паровоза-памятника - Эр-765-09. Но он стоит на территории самого депо, и к нему так просто не подойдёшь:
Во дворах - обязательные сараи:
Дома тут, конечно, довольно обшарпанные...
В конце улицы спортзал с выцветшим панно "Спорт - посол мира" (ага, ага...):
Ну, и мы на этом закончили, и я отправился в северный Новомосковск - город уже не конца тридцатых-сороковых-пятидесятых, а начала тридцатых годов. Но это уже совсем другая история.