о связи бюджетов: проектный, резервный и по управлению рисками

Dec 20, 2017 13:19

тут недавно в очередной раз возник вопрос о связи бюджета проекта, резерва и бюджетов на риски.
хочу кратко изложить свою позицию.
думаю, это будет многим полезно.

итак.
бюджет проекта, - это документ, в котором сформулировано согласованное (и утвержденное ключевыми сторонами) видение
- когда (в какой период),
- по какой статье,
- сколько,
денег должно быть потрачено в рамках проекта.
это не только план, но в том числе и обязательство.
обязательство для менеджера проекта следовать этому плану.
обязательство для тех, кто финансирует, - соответственно помогать.
обязательство для тех, кто контролирует, - не допустить существенных отклонений.

рядом с бюджетом (но отдельно) должен быть согласован и утвержден резерв.
резерв не является частью бюджета, это важно.

бюджеты, связанные с планами по рискам, относящимся к проактивным стратегиям (типа предотвращение, избегание, и проч), - должны быть частью основного бюджета. вы и так будете делать то, что по этим рискам запланировано, то есть снижать их вероятность, ущерб или и то, и другое.

бюджеты, связанные со стратегией реагирования и ликвидацией последствий, должны быть отдельно от основного бюджета проекта и от его резерва.

в случае, если нужно перейти к плану по ликвидации последствий,
1) вы либо продолжаете основной проект, действуя по исходным плану и бюджету, а ликвидацию последствий реализуете по плану и бюджету, связанным с данным риском, параллельно,
2) в отдельных случаях, если случившийся риск довольно существенный, основной бюджет можно отложить (возможно, проект уже нет смысла продолжать) и тогда перейти к плану и бюджету, связанным с данным риском.

если случившийся риск относится к одной из следующих категорий:
- это не риск, - это проблема (масштаб незначительный и-или риск не был предусмотрен, но все-таки несущественный),
- это риск, который был принят в проект (accepted), но является низкоприоритетным (низкая вероятность, низкий ущерб),
то
1) пытаемся решить вопрос имеющимися средствами (перераспределяя имеющиеся ресурсы и основной бюджет в рамках согласованных ограничений),
или
2) используем резерв проекта.
методологически, это делается в режиме осуществления корректирующих действий, а не управления рисками.

итого, у вас в проекте должно быть несколько финансовых источников:
1) основной бюджет проекта для реализации основного плана (куда входят проактивные планы и бюджеты управления рисками), а также для решения незначительных проблем (их не принято считать рисками),
2) резерв, не являющийся частью основного бюджета, - используется для решения проблем, если их нельзя решить в рамках основного бюджета, а также для работы с низкоприоритетными рисками (которые обычно не бюджетируются специально),
3) бюджеты (не входящие ни в основной, ни в резервный) для реагирования на случившиеся риски в режиме плана Б и ликвидации последствий.

важно не путать.
надеюсь, было полезно.
если что, спрашивайте и уточняйте, короче, обращайтесь!

Удачи!

финансы, бюджет, risk management, управление проектом, management, управление рисками

Previous post Next post
Up