Партнерский канал в кризис: исправляем ошибки и повышаем эффективность

Jun 04, 2015 15:28


как-то я не отследил, а уже опубликовали мою новую статью про управление партнерскими каналами.

тема снова актуальная: что делать с каналом, с партнерами и клиентами в кризис, чтобы успешно пережить непростые времена и использовать общий спад для подъема бизнеса, подготовив себя не только к выживанию, но и к новой волне роста?
Партнерский канал в кризис: исправляем ошибки и повышаем эффективность




Кризис - период непростой, но полный возможностей. Как и что делать в кризис? Кого брать и кого не брать в партнеры? Кому отказывать и как оптимизировать канал? Вот ключевые вопросы, стоящие перед любым руководителем бизнеса или менеджером, отвечающим за работу партнерского канала и деятельность партнеров. Попробуем ответить на них.

Кризис - период сжатия рынка, характеризующийся маркетинговым снижением спроса на любую продукцию: люди оптимизируют расходы, да и бизнес-клиенты ищут варианты, чтобы платить меньше и реже. В результате, наблюдается спад продаж и нарушение регулярности расчетов между контрагентами. Каждый бизнес, каким бы он ни был, в первую очередь оптимизирует расходы и делает все возможное для увеличения кредиторской задолженности и повышения продаж.

Если вы выстроили свой бизнес на партнерских продажах (или их доля составляет более половины ваших доходов), нужно приготовиться, во-первых, максимально интенсифицировать собственные продажи и, во-вторых, повысить эффективность работы партнеров.

В большинстве случаев ваши партнеры будут просить у вас скидки, оптимизацию задолженности и поддержку. Редкий партнер в непростые времена сообщит вам, что все нормально, успешно продолжит продавать клиентам и бесперебойно платить. Скорее всего, вы услышите много интересного, партнеры будут лениться, сопротивляться, вяло продавать и работать с клиентами, рассказывать истории о том, прочему у них не получается, обвиняя вас в неэффективном маркетинге, недостаточно хорошем продукте или сервисе, в минимальном с вашей стороны содействии.
Какая стратегия действий?

Первое - ничего личного: бизнес есть бизнес, вы продолжаете получать с канала и со всех партнеров заработанные деньги. Минимум поблажек, максимум конструктивной жесткости, минимум расходов, максимум денег за короткое время. Работаем с задержками в оплатах, задолженностью и реальными жалобами в контексте основного приоритета: собрать деньги, минимизировать проблемы, решить те (и сейчас в первую очередь те), которые позволят вам и партнерам закрыть наиболее вероятные сделки.

Второе. Кризис - время исправлять ошибки, в первую очередь - ваши собственные ошибки, которые приводили и продолжают приводить к неэффективным партнерским продажам и к их неудовлетворительной работе.

Какие ошибки можно исправить?

Ошибка №1. Ваши партнеры не умеют продавать.

Это, конечно, классика, но лучше поздно, чем никогда. Еще лучше теперь, когда продажами точно нужно заниматься. В чем ваш продукт? В чем услуга? Какие проблемы и для кого она решает? В чем ценность? Как ее правильно предлагать? Кто должен участвовать со стороны клиента? Преимущества по сравнению с продуктами-конкурентами? Что может ценного, важного, особенного добавить партнер? Естественно, что с партнерами нужно работать индивидуально, но в отношении базовых вещей вы должны добиваться от контрагентов конкретики и четкости. Это касается не только продавцов (менеджеров по продажам), но и их презентаций, материалов, с которыми они ходят к клиенту, материалов на сайте, самого сайта, поисковой доступности, эффективной, дружелюбной и качественной службы поддержки: ничего из этого списка нельзя оставить без внимания. Даже если ваш продукт из числа тех, что, как вам кажется, продает себя сам.

Ошибка №2. Вы не сегментировали партнеров.

Опять и снова: рисуем табличку, расписываем партнеров, расставляем приоритеты, принимаем решения.

По осям откладываем:
  • перспективность (высокая, низкая), 
  • доходность (высокая, низкая).

С точки зрения роста доходов мы фокусируемся только на тех партнерах, которые приносят нам максимальный доход (и в краткосрочной перспективе обещают продолжать приносить деньги на основе четкого pipeline). С точки зрения средне- и долгосрочной перспективы, о которой тоже забывать не стоит, вкладываемся, инвестируем, помогаем, в первую тем, кто может показать интересные прогнозы. С целью оптимизации канала и экономии своих усилий, конечно же, оперативно отрабатываем недоходных и неперспективных партнеров.

Сфокусируйтесь на главном и важном, не распыляйтесь, не тратьте энергию, усилия и деньги на всех. Меняющийся рынок унесет с собой в небытие не менее 20% партнеров, быстрее определите предел их возможностей и переложите усилия на более жизнестойких. Критерием жизнестойкости может служить наличие у компании более-менее долгосрочной концепции развития, видения, понимания перспектив, связанных с рынком, своим присутствием в нише. Если партнер планирует «бороться в эти переменчивые времена, когда прогнозировать не представляется возможным, и просто как-то выжить с вашей помощью», то стоит дважды подумать о продолжении такого сотрудничества.

Ошибка №3. Вы не следили за рынком, на котором существует ваш канал.

Сложная проблема, связанная с долгосрочным планированием большого рынка и инвестированием в развитие партнерской сети в целом. Исправление этой ошибки может быть долгим, сложным и дорогим процессом, но в любом случае этому стоит уделить внимание.

Проанализируйте, насколько сделанные на последней сессии стратегического планирования выводы сработали в современных условиях, подумайте, что точно нужно поменять, не дожидаясь конца большого отчетного периода. Имеет смысл провести новый SWOT-анализ, поискать свежую аналитику от известных компаний. Если не обращали внимания на рынок, где все как-то работает само, поинтересуйтесь, не исключено, что вы обнаружите много нового, интересного и полезного для принятия актуальных решений. Как минимум, проведите работу, уменьшающую конкуренцию ваших партнеров между собой. Если ваш канал недостаточно диверсифицирован с этой точки зрения, вам придется тратить массу усилий на «растаскивание» дерущихся партнеров, вместо того чтобы они помогали вам конкурировать с другими вендорами, распределившись по различным нишам и вертикалям, не сваливаясь в ценовую конкуренцию в какой-то одной из них.

Если работу над ошибками вы уже провели, то вот еще несколько советов для продвинутых.

1. Дайте партнерам финансовые преференции.

Поработайте с финмоделями платежей от контрагентов, сроками получения от них денег, разнообразьте скидочно-маржинальные схемы. Даже если раньше вы проводили подобные ревизии раз в год или раз в десятилетие, кризис - неплохой повод для переосмысления и создания дополнительных условий. Также я советую подумать о расширении возможностей для получения денег от клиента напрямую, минуя партнеров, с последующими взаиморасчетами. Хорошее подспорье в этом - развитие электронных систем оплаты.

2. Сделайте «антикризисное» предложение.

Пройдитесь по продуктово-сервисной линейке сами (хорошо) или вместе с перспективными и прибыльными партнерами (еще лучше). Сегментируйте ваше предложение минимум на три группы по ABC-принципу. Создайте и как можно быстрее выведите на рынок особое «антикризисное» или «кризисное» предложение. Пообщайтесь со своими маркетологами и клиентами, что им больше подходит или нравится. Упакуйте предложение как недорогое, быстрое в установке или развертывании, простое в использовании решение. В непростые экономические времена клиент часто ищет что-то такое: простое, работающее, но недорогое. Для партнера ваше «антикризисное» предложение, возможно, станет средством увеличения продаж.

3. Проработайте модель минимизации курсовых валютных рисков.

Убедитесь, что ваши банки и системы расчетов достаточно диверсифицированы с учетом политических и экономических рисков, о которых сейчас не знает только ленивый.

4. Берегите людей.

На фоне непрекращающихся сокращений персонала, даже если эта волна прошла уже не только по партнерам (по ним всегда бьет раньше и сильнее), но и докатилась до вас, продолжайте отслеживать наиболее ярких и перспективных представителей вашего рынка, вашей индустрии, ценных специалистов, настоящих профессионалов. Если так случается, что они прекращают работать у одного из ваших партнеров, проследите, чтобы они попали либо к другому партнеру, либо к вам, но не допускайте их окончательного ухода с рынка, потери специализации в ваших технологиях и продуктах, особенно если процесс подготовки новых экспертов в вашей области занимает несколько лет.

5. Следите, как вы и ваши партнеры работаете с клиентами в режимах интереса и поддержки.

Это уже после того, как вы проработали вопросы эффективности продаж, профессионализма продавцов и качества соответствующих процессов. Используйте инструмент под названием mystery shopper (тайный покупатель), он пришел из онлайн-ритейла и прекрасно подходит к другим областям. Организуйте специальных людей или компанию, чтобы они прозвонили партнеров: 1) в качестве потенциальных покупателей; 2) в качестве существующих клиентов, требующих поддержки.

Проанализируйте результаты, сделайте выводы. Кризис - не время для того, чтобы упускать потенциальные продажи (новый клиент) и допродажи (существующий клиент). Мероприятие mystery shopper многое расскажет о качестве коммуникаций с клиентами и даст вам и вашим партнерам полезный материал для улучшений.

6. Контролируйте.

Это относится к любой компании на любом этапе эволюции бизнеса и рынка. Следите, контролируйте, общайтесь плотнее. Запланируйте больше встреч с партнерами, особенно с теми, кто при сегментации попал в квадрат «высокая перспективность + высокая доходность».

7. Внедрите систему управления партнерскими pipeline и регулярно отслеживайте их.

Покажите всем, что продажи и прогнозы - высокий приоритет для всех. Чаще общайтесь, партнер для вас не подчиненный, а вы ему не начальник. У вас мало прав требовать и тем более заставлять, поэтому правильная, регулярная, активная коммуникация, вносящая ясность в процессы и улучшающая взаимопонимание и эффективность сотрудничества, - ваш мощный инструмент в работе с партнерами.

Единственный интерес, где вы можете добиться объективного взаимопонимания и конструктивного взаимодействия, - это совместное, взаимовыгодное зарабатывание денег. Однако доход, если приглядеться, - еще далеко не все в сложной системе под названием «партнерский канал».

Денис Запиркин

(ссылка на источник)

Удачи!

P.S. есть вопросы? обращайтесь!

partner management, управление, рынок, управление партнерами, бизнес, кризис, partner channel development, business development, менеджмент, bizdev, продажи, маркетинг, партнерский канал, развитие бизнеса

Previous post Next post
Up