в далеком 2011 году я по заказу
ibusiness.ru написал статью на тему “Слияния, или всё же поглощения? Ключевые тенденции M&A российского рынка software” (
часть 1,
часть 2,
часть 3).
в этой статье я описывал свое видение тогдашней ситуации со слияниями и поглощениями (M&A) на соответствующем рынке.
а тут читаю Тома Питерса “Представьте себе!”, и вижу чуть более ранний, чуть более глобальный взгляд на тему (цитата ниже).
Том убеждает нас, что по статистике 90х - начала 2000х тема слияний и поглощений не выглядит существенно позитивной. даже скорее наоборот.
я не проводил анализ после своей публикации в течение 3х лет, да пока и не собираюсь, но чтение Тома натолкнуло меня на размышления.
Вот вы можете назвать серьезные примеры удачных M&A будь то в России или на Западе за последние 10 лет?
я не про покупки крупными игроками мелких стартапов, которые для них скорее капля в море и надежда на сервисный (вряд ли уже продуктовый) прорыв, я про серьезные контракты.
есть какая-то информация об успехах от слияний THK-BP, от Facebook-Instagram?
куда приведут переговоры BP и Роснефти, Роснефти и Сургутнефтегаза, Microsoft и Nokia?
что там еще такого громкого и на слуху?
напишите, интересно, что вы думаете и что знаете об этом.
а пока, вот вам крайне интересная цитата про то, что раскрученное 1+1=3 в бизнесе очень часто не срабатывает, хотя лично ваш покорный слуга участвовал в M&A, где инвестор давал в том числе и с расчетом на это, и даже было неплохо…
<<<
На практике все несколько иначе.
Каждое крупное слияние образует «конгломерат», и чем громче его участники отрицают этот факт, тем больше это похоже на правду. Этому есть причина. По выражению экономиста Джеймса Суровецки из New Yorker , «Конгломераты не работают». Существуют горы исследований, посвященных проблемам слияний и поглощений. Вывод предельно ясен: большая часть крупных слияний оказывается неудачной. Они не достигают обещанной «эффективности». Они не создают восхваляемой «синергии». Некоторые исследования показывают, что 50% слияний не работает. Некоторые исследования приводят цифры 80% и даже 90%. В одном из последних крупных исследований, проводилось в 2002 году Business Week, утверждается, что вероятность неудачи при слиянии («снижения акционерной стоимости») составляет 61%. Ни одно из известных мне исследований не приводит процент успешных слияний выше 50.
Подсчитаем (1+1=0)
Финансовые результаты 10 крупнейших слияний за 1998-2000 годы
Слияние
(год)
Стоимость созданная (+) или потерянная (-)
AOL\Time Warner
2001
-$148 млрд.
Vodafone\Mannesmann
2000
-$ 299 млрд.
Pfizer\Warner-Lambert
2000
-$ 78 млрд.
Glaxo\SmithKline
2000
-$ 40 млрд.
Chase\J.P.Morgan
2000
-$ 26 млрд.
Exxon\Mobile
1999
+$ 8 млрд.
SBC\Ameritech
1999
-$ 68 млрд.
WorldCom\MCI
1998
-$ 94 млрд.
Travelers\CitiCorp
1998
+$ 109 млрд.
Daimler\Chrysler
1998
-$ 36 млрд.
На 1 июля 2002 года. Из: «Размер - это не стратегия» (11), Fast Company, сентябрь 2002.
Подумайте над этим.
>>>
Удачи!
P.S. и, все-таки, ответьте, вы что-то знаете про успешные кейсы?