Академия Бизнес-моделирования. Модель #1: маршрутки

Mar 19, 2013 12:19


Как и обещал в ранее сделанном анонсе, буду для начала брать модели бизнеса для препарирования совершенно от балды.

Сегодня это (смотрим за окно…) маршрутное такси.

Препарируем…

Упс! Пока я не начал: еще раз рад приветствовать всех в рамках проекта Bizdev-“Академия Бизнес-Моделирования”, где мы берем бизнес и препарируем его с точки зрения его бизнес-моделей, возможностей оптимизации и развития, а также с позиции ключевых показателей для наблюдения и управления. При этом, будет использован шаблон бизнес-модели от A.Osterwalder, тем, кто не в курсе, рекомендую предварительно ознакомиться, хотя на этом шаблоне не остановимся, как увидите дальше. Поехали!

Вот что у нас получается.

Академия Бизнес-Моделирования. Модель #1. Маршрутное такси.

Краткая бизнес-модель: на чем делаем деньги?

деньги получаем от оплаты пассажирами услуг по их перевозке по стандартному маршруту.

или проще: зарабатываем на перевозке пассажиров (что не дает конкретики в позиционировании, отличая маршрутки от такси, общественного городского транспорта, электричек, поездов, самолетов и проч, зато кратко показывает на чем делаются деньги, а детали - уже в описании миссии или Unique Selling Proposition (USP).

1) Infrastructure

1.1) Core Capabilities: Водитель. Микроавтобус. Заправка. Мойка. Техобслуживание. Ремонт. Менеджер-маркетолог-аналитик по маршрутам, анализу посещаемости-заполняемости, поиску новых маршрутов. Бухгалтерия и прочие операционные вопросы, а также общий менеджмент - по умолчанию.

1.2) Partner Network: сертификация мосгортранса (или что там?), разрешения на маршрут от муниципальных или городских органов власти, разрешения от ГИБДД. Партнерами также могут быть ремонтные организации, заправки и прочее, если они выходят за рамки данного бизнеса. Кадровые агентства и т.п., обеспечивающие приток водителей и сотрудников. Агенты, предоставляющие пакеты документов, требуемые контролирующими органами.

1.3) Value Configuration: помыли, заправили, проверили машину, проверили водителя (здоровье, алкотест, прочее), водитель выходит на маршрут, собирает пассажиров, деньги с них, развозит, высаживает, повторяет, возвращается на базу, сдает деньги, авто, закрывает смену, отчитывается.

2) Offer

2.1) Value Proposition: Регулярная транспортировка (перевозка) по типовым, удобным для массового клиента маршрутам.

Комфорт лучше чем в другом городском пассажирском транспорте (не считая такси), потому что у каждого есть сидение.

Вы сидите, платите немного (меньше, чем в такси, сопоставимо с общественным городским транспортом), вас везут.

В пробках - быстрее, чем на собственном автомобиле или на такси, потому что едем по полосе общественного транспорта.

3) Customer

3.1) Customer Relationships

Клиент ждет в типовых местах (на остановках). Искать не надо. Клиент демонстрирует потребность, приходя на остановку, - собственно, отношения сводятся к его посадке и гарантированной доставке до требуемого (из типовых вариантов - остановок) пункта назначения за оплату.

3.2) Target Customer

Клиенты наземного пассажирского транспорта, ждущие на остановках. Готовы платить чуть больше, чем за автобус, но меньше, чем за такси. Клиенты согласны на типовой маршрут и остановки только в фиксированных местах.

3.3) Distribution Channels

Собственно, тут просто: канал поступления клиента: остановка общественного транспорта на данном маршруте. А канал value delivery: транспортировка (перевозка) с одной остановки на другую (с учетом требований по безопасности и комфорту).

4) Finance

4.1) Cost Structure

Ремонт, обслуживание, ГМС (бензин, масло, ...), запчасти, зарплата водителю, оплата лицензий и прав на перевозку, оплата лицензии на маршрут, страховка, штрафы, оплата технического и менеджерского персонала, налоги и отчисления, владение парком авто (покупка, лизинг или аренда), владение (или аренда) гаражом, офисом и проч.

4.2) Revenue Streams

Оплата проезда, получаемая с каждого пассажира за посадочное место. Цена за место, не зависит от длины пути.

Цели бизнеса стандартные: увеличение прибыли за счет увеличения дохода и снижения расходов.

Доход = количество пассажиров * цена поездки * количество поездок (учитывает количество машин на маршруте).

Расходы:

постоянные расходы: офис, гараж, аренда, зарплаты, мойки, техобслуживание и текущий ремонт, сюда же разовые долгосрочные платежи за разрешительную документацию и т.д.

переменные расходы: бензин, ГСМ, оплата водителям за вахту (за количество выходов на маршрут) и т.д.

Контролируемые показатели бизнеса:

цена ходки (расход на одну поездку по маршруту), расход на авто, на километр и т.п.

доход с машины, с ходки, с маршрута.

расходы на риски (жалобы, штрафы и т.п.)

TCO (Total Cost of Ownership) на машину.

Способы увеличения дохода:

максимизация количества перевезенных (оплативших) пассажиров, состоящая из задач:

- увеличение заполняемости (минимизация порожняка, минимизация свободных мест)

- увеличение цены (в пределах муниципальных и городских ограничений, а также с учетом конкуренции)

- увеличение количества ходок (поездок).

Задачи маркетинга в контексте увеличения дохода:

анализ популярных маршрутов, популярных остановок (места загрузки новых пассажиров), поиск новых маршрутов, закрытие невыгодных маршрутов, ...

Конкурентные задачи:

чем можно отличаться от конкурентов: чистота машины и салона, приятная-популярная музыка, качественная комфортная езда - как водитель ведет машину, цена, захват клиентов при погрузке (опередить конкурента).

Возможности для развития:

больше пассажиров: увеличение удельной заполняемости, увеличение количества перевезенных пассажиров, увеличение ездок

больше хлебных мест и маршрутов

монополизация маршрутов (с увеличением цены)

увеличение сравнительной скорости доставки (в пределах правил): быстрее автобуса-троллейбуса-трамвая, использование выделенных полос или объездных маршрутов (в том числе с учетом навигатора и специализированного софта),

снижение TCO на автомобиль и удельных расходов на ездку.

получение альтернативных заказов (особенно на низкодоходные дни): туристы, туры, трансферы, корпоративы, свадьбы, похороны и т.п.,

групповые, муниципальные и бизнес-заказы (детдом, детсад, школа, вуз, бизнес-центр, и проч.)

динамическая интеллектуальная система переброски машин по маршрутам в зависимости от загрузки, пробок, прогнозов появления пассажиров в определенных местах в определенное время (час пик, киносеанс, волны посещаемости торгово-развлекательных центров и т.п.).

Удачи!

P.S. Как-то так. С почином нас. Пишите, предлагайте, критикуйте, добавляйте, обсуждайте и все такое. Без проблем.

P.P.S. Если вы хотите, чтобы мы проанализировали какой-то интересный вам бизнес, напишите, пожалуйста.

abm, business model, bizdev, бизнес-модель

Previous post Next post
Up