Сегодня зашел за хлебом, встретил в магазинчике и разговорился с хозяином, неким Дядей Мишей.
Из народа. С юга. Дядя Миша хороший собеседник, остроумный, без понтов, самодовольного превосходства, короче правильный деловой человек. Видно, как он работает. Видно, что он у руля.
Его магазинчик из палатки за несколько лет упорного труда превратился в небольшой торговый центр (20 на 20 метров) с 3мя магазинчиками, и несколькими торговыми отделами в большем из них.
Короче, разговорились. То да се, пятое десятое, ну и как-то плавно незаметно перешли на рост продаж и маркетинговые темы.
Раз разговор пошел, начинаем штурмовать: а так, а вот это, а вот таким образом, а что-то еще.
Отмахивается, мол, все уже пробовали. А то, что не пробовали, смотри какая экономика: чтобы я начал новую услугу и что-то такое раскручивать, нужен чел. Бери по минимуму 20 тыр в месяц ему на зарплату. С частичной занятостью на меньшее - не найдешь. А если нововведение (чуть было не подумал, инновация - авт.) не даст мне в месяц минимум 20 тыр, то и что тут говорить.
Пауза.
И тут он заговорил о реально важном и ценном. Удалось мне его расшевелить.
Итак, вот они, самые что ни на есть важные для мини-магазинчиков шаговой доступности темы.
Первое: Тропа.
Магазинчик стоит около народной тропы. Она идет от метро к большому микрорайону через наш микрорайон. Точнее, шла. В той стороне таких нет. На тропе всего 2 магазина. Этот ближе к домам, дальше от метро, то есть и идти из дома ближе, и от метро если что забыл в первом, - обязательно зайдешь сюда. В общем, место хлебное, проходное. Было. Оказалось, что с недавних пор какой-то мудрец часть тропы перекрыл шлагбаумом (я не разбирался, то ли дворы огородили, то ли что...), короче, народ теперь ходит на 100 метров дальше. Доход резко упал. Важность наличия тропы - колоссальна.
Второе: Лицензия на продажу водки.
Насколько это важно? Оказывается, это второй двигатель продаж, такой же мощный как наличие тропы. Почему? Все просто. Дело не только в том, что это дополнительный доход с ходового товара. Дядя Миша это компенсирует пивом. Но! По словам Дяди Миши, к пиву идут совсем другие комплементарные товары-продукты, и корзина (набор), которая шла бы к водке, - не только другая, но и, конечно, больше. Он показал мне наглядно, что берут с одним, и что с другим. Очевидно, и по количеству, и по объему и по цене к водке и другим алкогольным напиткам - средний чек был бы намного больше. Но у него лицензии нет. Покопавшись, я понял, почему (кому интересно,
см. сами - требования не для всех).
Такой вот он, простой маркетинг для мини-маркетов...
Удачи!
P.S. Самому интересно стало прикинуть, какие проекты по увеличению доходов Дяди Миши могут подойти под его требования для ROI, из тех что мы уже делали в разных местах или еще не делали, с учетом его ограничений, конечно.
Technorati Теги:
business development,
marketing,
SMB,
business,
sales