rippenbiest в какой-то момент написал
Психиатр в музее. Вполне возможно, что я, на самом деле, болен, а на этих картинах изображены всего лишь кляксы Роршаха, и это моя патология заставляет меня видеть их такими, какими я их вижу. Впрочем, тогда вполне возможно, что и сами кляксы Роршаха в реальности выглядят иначе, чем представляется мне. Но тогда что же, на самом деле, на этих картинах? Жаль, конечно, что психиатр не сообщил, что именно он видит на картинах? Зная это, можно было бы попытаться вычислить, что же на картинах изображено на самом деле, в обратном порядке проходя через слои иллюзий.
Сам же вопрос, что может показаться человеку кляксами Роршаха, крайне интересен. И вот с какой стороны: можно вообразить некую барочную патологию - и такие отвечающие ей колоссально-сложные кляксы - что они, эти кляксы, будут восприниматься носителями патологии как вся обозреваемая вселенная. Это будут настолько глубокие и упорные кляксы, что они будут выдерживать физические и химические эксперименты, испытание временем, а также взгляды все новых и новых поколений людей.
И далее - можно представить себе борьбу патологии с кляксами, которые решили наконец выйти из подполья и явить свое истинное лицо. Им очень трудно будет сделать это, поскольку мы каждый раз будем видеть их как нечто ими не являющееся. Они будут придумывать все новые и новые варианты, а наше сознание всякий раз будет находить способы отвернуться от реальности. Но однажды, в гениальном прозрении, кляксы изобретут нечто, от чего нам уже нельзя будет отвернуться, что наш мозг уже не сможет интерпретировать - и мы увидим наконец страшную, голую подкладку мироздания.