(no subject)

Apr 18, 2005 19:48

Один из важных фильмов - Vertigo.

В последнем эпизоде на колокольне, до падения, Ким Новак признается в любви. Джеймс Стюарт отвечает - «слишком поздно, ее уже не вернешь». Кого он имеет в виду, говоря «ее» - Мадлену? - но он ее ни разу не видел и горевать о ней не может; Джуди? - но она рядом и готова ему отдаться. Вывод - он говорит о фантоме, существовавшем только для него, только в его сознании.

Несколько примечаний:
· странная гибель фантома необратима, несмотря на то, что герой знает, что в реальности погибла незнакомая ему женщина
· фантом гибнет дважды - один раз, падая с фантомной колокольни, и второй, оказываясь лишь ролью подставного лица
· наконец, самое главное - верность героя фантому - точнее, чистой фантомности - ибо находящаяся рядом с ним живая женщина с тем же характером и внешностью ему безразлична

Изящество замысла в том, что автору удалось избавить этот сюжет от банальных поворотов психологической проекции, связанных с тем, что мы видим не реального человека, а свои представления о нем - и разыграть его как сонату призраков, в лунном свете падающих с белой башни. Симметрия винтовой лестницы и ситуации героя, который в последнем кадре во второй раз видит внизу женский труп - не более, чем явное проявление жестокой логики сна. Мне всегда нравилась идея, что мы - жертвы дьявольски-хитроумного, смертельного заговора, и что единственное спасение заключается в принятии его паучьих правил, в готовности идти до конца.

кино

Previous post Next post
Up