Индуизм

Jan 23, 2010 08:41

Один из приятелей сделал личное - краткое и популярное - изложение индуизма как доктрины и веры, единственная цель которой - помочь человеку достичь более высокой (духовной) зоны существования после смерти - переместиться после смерти в более правильные места, не скатившись среди прочего ниже того уровня, на котором происходит его текущая жизнь. ( Read more... )

вера, Приятели

Leave a comment

page_flipper January 23 2010, 15:34:09 UTC
А вы бы не могли спросить своего друга о следущем?
в последних этнографиях про Джайнизм есть подробное описание таких космологий, и все действительно так. Одна нестыковка меня только смущает всегда. В мире есть демоны - и очень злобные, агрессивные люди становятся демонами. Во-первых, монахи предпочитают молчать, как именно надо испортить свою карму, чтобы стать не водорослью в море,а именно демоном. Обычно в христианско-иудейских направлениях такие воплощения связывают с пактом с дьяволом или другим методом оскорбления "главного бога". Но такого понятия в описаниях индуизма я не встречала.
Но главное - демоны находятся под полным впечатлением, что именно их воплощение - самое прекрасное, и гордятся и наслаждаются им. ЧТо отличает такое "иллюзорное", по мнение критиков-монахов, наслаждение от неиллюзорного? Конечно, можно сказать, что и человек в иллюзии своей считает себя венцом творенья, но на самом деле большинство людей живут в жалости к себе. Демоны - нет. Так почему же "правильное" наслаждение должно быть наслАжденнее такого демонического наслаждения? Вопрос не праздный в сфере этики - посмотреть только на популярность бытия вампиров.

Reply

deodan January 23 2010, 22:15:28 UTC
кстати, есть, говорят, такие способы, позволяющие стать демоном. буддийские и бонские источники рассказывают, но для того, чтобы стать демоном, сначала надо достичь великих заслуг и большой мудрости, а потом херакнуть её как-нибудь по-особенному глупо, поддавшись гневу, или там при умирании намереваться очень сильно. прямо примеров сейчас не найду, но навскидку могу вспомнить Рахулу.

Reply

dennett January 24 2010, 14:44:41 UTC
насколько я понял, вопрос такой - отчего мы знаем, что мы сами не демоны. так?

Reply

page_flipper January 24 2010, 15:20:45 UTC
ну, так вопрос поставят западные философы, монахам Джайнизма очевидно, где демоны и где нет. Потом, я же говорю, людям свойственна жалость к себе, демонам - нет. Отсюда мы знаем, что мы сами не демоны.
Вопрос - как объясняется превосходство "более правильных мест" перед бытием в форме демона, если, к тому же, человеку очень трудно понять что есть нирвана, а вот бессмертие, сила, проникание сквозь преграды, летание с ветром и без, чтение мыслей, способность к беконечно большему сенсорному восприятю мира и другие экстатические радости, приписываемые демонам - вполне понятны и желанны? В христианстве все намного проще, рай с адом не перепутаешь.
Если бы было еще понятие отсроченного наказания, что все демоны в конечном итоге как-то будут наказаны, то еще понятно, но в этих космологиях нет "конца" или апокалипсиса. Все бесконечно.

Reply

dennett January 24 2010, 15:24:16 UTC
Про правильные места можно узнать от тех же монахов. Тут, даже мне, полному невеже, кажется, что не обязательно руководствоваться данными непосредственного опыта - и что это даже вредно.

Узнал в этой жизни, куда надо стремиться, натренировался - и далее, независимо от того, что чувствуешь, после смерти прямиком летишь туда - а там уже - будь что будет.

Reply

page_flipper January 24 2010, 15:51:02 UTC
В таком случае все, что остается - это верить, что в правильных местах будет действительно ТАК хорошо, что человеку это представить не под силу. Но меня больше беспокоит не просто хорошо, а сравнительно ЛУЧШЕ, чем для демонов, при условии, что бытие демонов как раз ВОЗМОЖНО описать приближенным к нашему опыту и это - вполне понятные блаженства. Верить в "понятные" блаженства намного легче, чем в "непонятные" - как монахи работают с этим? СКажем так - вы выбираете "не стать игрушкой этих сил" в "прекрасном и ужасном мире", а добраться до "правильных мест", чья правильность в человеческих понятиях недоказуема и неописуема. А почему бы просто не стать одной из этих сил в прекрасном и ужасном мире? Тем более, что сами монахи признают, что "силам" это вполне нравиться. В "прекрасные места" их не тянет.

Reply

dennett January 24 2010, 16:10:02 UTC
--В таком случае все, что остается - это верить, что в правильных местах будет действительно ТАК хорошо, что человеку это представить не под силу.
--Мне кажется, что внутренние ощущения вообще не могут быть критерием правильности.

--А почему бы просто не стать одной из этих сил в прекрасном и ужасном мире?
--Насколько я понимаю, в любых таких системах прежде всего под сомнение ставится возможность отдельного человека хоть что-то выбрать. Отдельный человек как ребенок или идиот - любой его выбор несостоятелен. Его первое разумное решение - слушаться старших - в данном случае - людей, стоящих выше его в религиозной иерархии - совершенно при этом не обращая внимания на то, нравится ему это или нет, есть у него внутренний комфорт и блаженсто или нет, и так далее. Этот метод хорош тем, что решает вашу проблему демонов.

Reply

page_flipper January 24 2010, 17:26:40 UTC
да таки, решает, причем в чисто антропологическом ключе :-)

Reply


Leave a comment

Up