(no subject)

Feb 09, 2008 08:55

Несколько лет назад переводил Бодрияра, книжку «Прозрачность зла». Вот самое начало главы «Ксерокс и бесконечность»

-----------Если люди воображают или пытаются создать мыслящие машины, то это происходит оттого, что они тайно усомнились в собственном разуме, оказались придавлены его чудовищной и бесполезной тяжестью: и вот они изгоняют его, словно бесов, чтобы он вселился в машины, и они смогли бы играть с ним и радоваться освобождению от бремени. Передача разумности машинам освобождает нас от всякой претензии на знание, подобно тому как передача власти политикам позволяет нам смеяться над всякой претензией обладания властью.

Если человек мечтает об оригинальных и гениальных машинах, то это происходит оттого, что он усомнился в своей оригинальности - или же предпочитает отделаться от нее и наслаждаться ею посредством машин. Машины предлагают спектакль мысли, и управляющий ими человек отдается этому спектаклю более, чем самому процессу мышления.

Их не зря называют виртуальными: они поддерживают мысль во взвешенном и неопределенном состоянии до момента исчерпывающего знания. Акт мысли в такой ситуации разлагается на неопределенно большое количество дискретных элементов. Вопрос о мысли, подобно вопросу о свободе, в этих условиях вообще не встает. Будущие поколения будут пересекать жизнь как воздушное пространство, пристегнувшись к сиденью - и, сходным образом, человек эры искусственного интеллекта будет пересекать ментальное пространство, пристегнувшись к компьютеру. Виртуальный Человек, обездвиженным перед компьютером, станет заниматься сексом при помощи экрана и обучаться при помощи телевизора, словно калека или идиот в инвалидном кресле - такова цена, которую приходится платить за операциональность. Можно предположить, что рано или поздно очки и контактные линзы интегрируются в протез, где не останется места для самого взгляда; подобным же образом, следует опасаться того, что искусственный интеллект и его техническое оснащение сольются в протез, где не будет места мысли как таковой.

------------------------------------------
Любопытно, что «Прозрачность» вышла в 1990 году - еще до периода массового распространения персональных компьютеров. Сейчас чтение Бодрияра похоже на чтение Жюля Верна, с пожелтевшими элегантными описаниями электрических ламп и подводных лодок, записанными гусиным пером при свечах. Он конечно уступает Уильяму Гибсону и в глубине предчувствий и в литературной силе, зато выигрывает в наглядности и близости к заботам и страхам простого человека.

философия

Previous post Next post
Up