Jan 21, 2008 09:48
Те места, которые с бесконечной нежностью и подробностью описывает рассказчик в начале «Поисков утраченного времени» - живые изгороди, рощи, сельские дороги, маленькие церкви и колокольни, поля, деревья, цветы - все это становится в конце местом главных сражений первой мировой войны - местом полного уничтожения ландшафтов и истребления сотен тысяч
проза
Leave a comment
Reply
Reply
Reply
Но поучительно, что именно можно извлечь из банального ностальгического материала - в непереработанном виде он дает шмелевские непроходимые щи, а пройдя сквозь соответствующие алембики - Набокова и Пруста (otte_pelle тут бы расписала, у кого вересковый мед, а у кого пятидесятиградусная граппа, но мои метафоры еще не подросли).
Reply
У самого Пруста ностальгия кстати совершенно подавлена, поскольку все сообщается в письме Жильберты к рассказчику, а для Жильберты Тансонвиль и Комбрей не связаны с прошлым и детством - она туда попала только после брака с Сен Лу. В результате получается еще один пример типично прустовского приема, когда на реальность смотрит несколько человек, большая часть которых не понимает значения происходящего для всех остальных. Обычно, среди непонимающих находится и читатель - но в данном случае, к ближе к концу романа, читатель уже понимает почти все...
Reply
Reply
Вот он говорит, что дочь Свана, у которого в Комбрее есть даже свое направление, никакого отношения к Комбрею не имеет. Слепой читатель - видит, что хочет, помнит, что удобно.
Reply
Leave a comment