Существуют ли обязательства у человека, зрителя или читателя, по отношению к искусству? Что может требовать искусство от человека? Читать, слушать, смотреть - читать слушать, смотреть внимательно - тихо сидеть на концерте, не сорить на пол в филармонии, не рвать книги на самокрутки - изучать историю, биографии, письма, дневники - не выносить
(
Read more... )
Мне кажется, что существование в строго подконтрольных условиях людей, воспитанных на субстрате искусства, на воплощенной творческой свободе создателей, чуть ли не в обязательном порядке должно будет породить субкультуры внутри резерваций, а затем и контркультуры. Со своим подпольем, своим выходом за предустановленные рамки, своей борьбой за свободу своей самореализации...
И только самые послушные - а они обычно не творцы, а толмачи - пытались бы продлить традиции внутри резерваций. Т.е., мне кажется, было бы ровно то же, что и сейчас, но в миниатюре, на несколько порядков выше по среднему уровню. С характерной судьбой отдельных персонажей. У меня, наверное, плохо с воображением в три ночи...
Reply
интересно, что анархистам наше с вами общество представляется как антиутопия - тюремное образование. государство - самый холодный из монстров, etc.
я кстати представляю эти лагеря как исправительные колонии для тех, кто был замечен в неуважительном отношении к искусству - но в легкой мере. а рецидивистов - казнить.
Reply
Просто такова уж судьба всех утопий - становиться своими антиутопиями. "Что с человеком не делай - он упорно ползёт на кладбище" - к свободе, к выходу за очерченные рамки.
...........
Если бы человека ещё можно было заставить воспринять то, к чему он его приговорили... "Ишака можно подвести к воде, но заставить его пить сам шайтан не может" :)
Опять упрямые ослики являются в глазах, ослики анархизма? :)
Reply
Вот что мне кажется:
Искусство ведет человека, если он способен двигаться. Оно и вызов, и соблазн к движению навстречу. Кажая встреча с искусством, с красотой, с воплощенной гармонией, если она состоялась - не только сама по себе награда , но и раскрывает множество путей с места этой встречи дальше, наполняет новыми возможностями понимания, готовит к следующему уровню.
Не во всяком человеке заложено стремление к движению, но если заложено - он осознанно или неосознанно стремится к совершенствованию, к совершенству. Достижение совершенства в восприятии или сотворении невозможно без принесения собственных жертв, без самопреодоления, без духовного подвига в конечном счёте. Т.е. для достижения вершин жертвоприношение мне кажется обязательным.
НО:
наказание насильственным приобщением к искусству, очерчивание места, где эта встреча обязана с необходимостью состояться - да, с кем-то может и прокатит, но реакция у приобщаемых будет, скорее всего, обратная. Из обычного человеческого сопротивления насильственному будет обгогатывание, грубое пародирование, пересмеивание, карнавализация - в любом виде снижение, опускание, перевёртывание, опрокидывание внедряемых в сознание ценностей.
Насильственным "исправлением" бескультурья породится зеркальная антикультура, которая никогда бы в таком масштабе не смогла бы явиться, если бы не принудительное "окультуривание".
В общем - благими намерениями дорога понятно куда вымощена...
Reply
Reply
Leave a comment