Вопрос

Nov 21, 2007 13:26

Существуют ли обязательства у человека, зрителя или читателя, по отношению к искусству? Что может требовать искусство от человека? Читать, слушать, смотреть - читать слушать, смотреть внимательно - тихо сидеть на концерте, не сорить на пол в филармонии, не рвать книги на самокрутки - изучать историю, биографии, письма, дневники - не выносить ( Read more... )

искусство

Leave a comment

ivanov_petrov November 21 2007, 20:21:27 UTC
мне все же кажется. что нет обязательств перед искусством... если есть перед собой - то из них и вытекают... То есть если человек решил составить суждение - он должен предпринять некоторые усилия.

Это с точки зрения человека. Но можно, конечно. встать на точку зрения искусства, понимаемого как существо. - От человека требуется быть человеком, иначе говоря - правильным человеком. Если совершается жест - он должен быть красив. Если человек рисует круг - тот должен быть аккуратен. Если воспроизводит мотив - то прикладывая все силы, чтобы звучал верно. Искусство требует от человека здоровья - и телесного, и душевного.

Reply

dennett November 21 2007, 20:34:39 UTC
Хорошо - давайте несколько по другому. Вы как ученый уважаете истину. И ожидаете, что другие ученые - и другие люди тоже будут ее уважать. Причем не из утилитарных соображений, а как цель в себе. А красоту как цель в себе следует уважать? И если да - то как это должно выражаться в отношении того, в чем она реализуется - произведений искусства? Можно ли хоть что-нибудь сказать о конкретно-практической реализации уважения красоты?

Reply

ivanov_petrov November 21 2007, 20:59:34 UTC
Ответ тот же. Мне кажется, я ответил. Если от человека - то он должен решить, собирается ли он уважать истину или красоту. Это его решение. Если от красоты - да, она вызывает... но не уважение. Там иная вещь. приблизительно - благоговение. О практической? то есть свод нормативных правил, которым надо следовать? Я не уверен. что готов это вот так вот выдать списком. По случаю вроде бы говорил не раз... Да и как бы все. кому интересно. это. наверное, знают.

Reply

dennett November 21 2007, 21:19:01 UTC
Нет, я вот столкнулся и здесь и в разговорах - с идеей полной вольности человека по отношению к искусству и красоте.
Терпеть не нужно, делай что хочешь, не нравится - уходи и бросай, учиться не нужно, воспитываться не нужно. Оказывается, это очень распространенное мнение. О том, что все обязательства на самом деле у искусства перед нами - не докучать, не оскорблять, на утомлять, не наскучивать, не продолжаться слишком долго, не наезжать - а у нас перед ним никаких обязательств нет.

Reply

captainl November 22 2007, 02:10:05 UTC
Почему Вас это отсутствие обязательств смущает? Если Вы можете персонифицировать искусство, то Вы можете и представить себя наедине с искусством - не временно, а пожизненно. Нет никаких людей, кроме Вас. Представили? И какие обязательства?

И потом, произведение искусства - это так или иначе текст, фиксация коммуникации с художником. Вам не кажется, что, говоря об обязательствах перед искусством, Вы на самом деле подразумеваете обязательства перед художником? На самом деле и у искусства (художника все-таки) перед нами обязательств немного. Это необязательная коммуникация - хотим вступаем в нее, хотим - нет.
Есть еще связанные с искусством обязательства по отношению к социальным группам, с которыми Вы себя идентифицируете.
Вероятно можно говорить о связанных с искусством обязательствах по отношению к себе, но только если они не будут сводиться к обязательствам по отношению к другим людям.

Reply

dennett November 22 2007, 04:22:28 UTC
--Представили? И какие обязательства?
--Все те же самые.

--текст, фиксация коммуникации с художником.
--с определенной точки - да. а человек - объект обладающий весом.

--обязательства перед искусством связаны конечно с обязательствами перед художником. очень интересно думать о том, какими. но есть обязательства, которые и не связаны.

Reply

ivanov_petrov November 22 2007, 04:52:36 UTC
Это понятно же с чем связано. Позиция с т.зр.человека именно такова. Она меняется при некотором развитии личности. Грубо говоря, когда человек дорастает до того, чтобы увидеть - в красоте перед ним предстает некое существо, и с ним надо общаться, появляются законы взаимодействия... Это же крайне несовременный образ мыслей. Люди весьма диковаты, ну и говорят подобным образом. Сначала надо научиться требовать от себя многих качеств... Пока не понимают, зачем. Но в том-то и дело, что там нет царского хода объяснений. Люди имеют свободу отказаться от развития, не считать себя обязанными. И аргумента - нет. Только если захотят и потом, после многих трудов, приподнимутся с четверенек - тогда они согласятся. Независимо от аргументов - просто общение с красотой потребует этих правил.

Reply


Leave a comment

Up