В первой главе, которая называется «Потребности души», автор приводит список четырнадцати базовых потребностей.
L'Ordre
Là Liberté
L’Obéissance
La Responsabilité
L’Égalité
La Hiérarchie
L'Honneur
Le Châtiment
La Liberté d’opinion
La Sécurité
Le Risque
La Propriété privée
La Propriété collective
La Vérité
Список этот сам по себе показался мне любопытным, а объяснение первой потребности крайне глубоким и верным.
Первая потребность души, наиболее отвечающая ее вечному предназначению, - это ПОРЯДОК, то есть такая ткань социальных отношений, при которой никто не вынуждается преступать одни непреложные обязанности для того, чтобы исполнить другие. Только в этом последнем случае душа страдает от духовного насилия со стороны внешних обстоятельств. Поскольку, когда кто-либо лишь останавливаем в исполнении какой-либо обязанности угрозой смерти или страдания, он может пренебречь этим - и пострадает только его тело; но если какие-либо обстоятельства делают действительно несовместимыми поступки, предписываемые несколькими непреложными обязанностями, в таком случае, не имея возможности защититься, он уязвлен в своей любви к добру.
Да, именно этого хочет душа, порядка.
Вот остальные пункты списка с фрагментами их описаний.
СВОБОДА
Свобода есть необходимая пища человеческой души. Свобода, в конкретном смысле слова, состоит в возможности выбора. Речь идет, разумеется, о реальной возможности. Повсюду, где есть общественная жизнь, правила, диктуемые общественной пользой, неизбежно ограничивают выбор. Но свобода не становится большей или меньшей от большей или меньшей жесткости ограничений. Условия, при которых она достигает полноты, еще труднее поддаются измерению. Нужно, чтобы правила были достаточно разумны и достаточно просты, для того чтобы всякий, кто этого желает и обладает средней способностью к вниманию, мог понять, с одной стороны, чему они служат и, с другой-какая реальная необходимость их диктует. Авторитет, от которого они исходят, не должен рассматриваться как враждебный, он должен быть любим,-как неразрывно связанный с теми, кем управляет. Нужно, чтобы они были достаточно неизменны, достаточно немногочисленны и достаточно общи для того, чтобы мысль могла их усвоить раз и навсегда, а не натыкалась на них каждый раз, когда необходимо принять решение.
ПОДЧИНЕНИЕ
Подчинение есть жизненная потребность человеческой души. Оно бывает двояким: подчинение установленным правилам и подчинение людям, которые рассматриваются как вышестоящие. Оно предполагает согласие-согласие не с каждым данным приказом, но согласие, данное раз и навсегда, отменить которое, если необходимо, может только совесть. Все, и в первую очередь начальствующие, должны признать, что именно согласие, а не страх наказания или приманка в виде вознаграждения является в действительности главным побуждением к подчинению, при котором повиновение нельзя принять за раболепство. Следует также признать, что начальствующие, со своей стороны, тоже повинуются; и необходимо, чтобы всякая иерархия была направлена к цели, ценность и даже величие которой ощутимы для всех, сверху донизу. Подчинение есть необходимая пища души, и всякий, кто окончательно лишен ее,-болен. Таким образом, всякая общность, управляемая суверенным главой, который никому не обязан отчетом, находится в руках больного.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Инициатива и ответственность, ощущение себя полезным и даже необходимым суть жизненные потребности человеческой души. Удовлетворение этой потребности требует, чтобы человек имел возможность принимать решения и прикладывал усилия в разнообразных ситуациях, затрагивающих интересы других людей и был практически и действенно вовлечен в жизни окружающих. Необходимо также, чтобы он мог интеллектуально усвоить творческое наследие той общности, частью которой он является, включая те области, где по отношению к которым он никогда не принимал никаких решений и не высказывал своего мнения. Для этого необходимо, чтобы он знал об этом, чтобы от него ожидали заинтересованности в общем деле, чтобы перед ним отчетливо выступали общие ценности, общая польза, а также - в нужных случаях - величие и слава; человек должен быть в состоянии отчетливо сыграть свою роль на общественной арене.
РАВЕНСТВО
Равенство - жизненная необходимость души. Оно заключается общем, публичном, действенном, зафиксированном в общественных институтах и традициях приниципе, суть которого заключается в том, что равное уважение и признание причитается каждому человеческому существу - ибо уважения достоин человек как таковой, и в этом уважении не может быть никаких степеней и градаций. (...)
ИЕРАРХИЯ
Иерархия есть жизненная потребность человеческой души. Она устанавливается неким почитанием, некоей преданностью высшим, в коих видят не личность или власть, которой эта личность облечена, а некий символ. Символ той сферы, которая находится над всеми людьми и проявляется в этом мире в обязанностях всякого чело-века по отношению к ему подобным. Истинная иерархия предполагает, что вышестоящие осознают эту роль символа и понимают, что только она является законным объектом преданности подчиненных. Цель настоящей иерархии-помочь каждому морально утвердиться на том месте, которое он занимает.
ЧЕСТЬ
Честь есть жизненная потребность человеческой души. Уважения, положенного каждому человеку как таковому, даже если оно действительно оказано, недостаточно, чтобы удовлетворить эту потребность; ибо оно одинаково для всех и неизменно; тогда как честь имеет отношение к данному человеку не просто как к таковому, а к нему в его социальном окружении. Эта потребность удовлетворяется полностью, если каждая общность, членом которой является человек, включает его в традиции славы, заключенной в ее прошлом и признанной вне данной общности.К примеру, для того чтобы потребность в чести была удовлетворена в профессиональной жизни, нужно, чтобы каждой профессии соответствовала некоторая общность, реально способная сохранить живую память о подвигах величия, героизма, честности, великодушия, одаренности, проявленных ее представителями.
НАКАЗАНИЕ
Наказание есть жизненная потребность человеческой души. Наказание бывает двух видов: дисциплинарное и уголовное. Наказание первого рода дает защиту от срывов, борьба с которыми бьша бы слишком изнурительной, если бы не существовало некоторой внешней поддержки. Но более всего наказание необходимо там, где совершено преступление. Преступлением человек исключает себя из той цепи вековечных обязанностей, которая соединяет каждого человека со всеми другими. Восстановить связь можно лишь посредством наказания, - либо полностью, если сам человек готов к этому, либо частично. И так же, как накормить - это единственный способ оказать уважение человеку, страдающему от голода, так и единственное средство оказать уважение поставленному вне закона -это восстановить его в законе, подвергнув наказанию, которое закон же и предусматривает.
СВОБОДА МНЕНИЙ
Свобода слова и свобода собраний обычно упоминаются вместе. Это ошибка. За исключением естественных сообществ, ассоциация является не потребностью, а способом практической жизни. Свобода же выражения любого мнения, каким бы оно ни было, всеобщая и неограниченная, без каких бы то ни было стеснений или оговорок, напротив, абсолютно необходима для мысли. Следовательно, она является и потребностью души, так как если мысль стеснена, - больна вся душа. Природа и пределы удовлетворения этой потребности запечатлены в самой структуре души. Ибо одна и та же вещь может быть и предельна, и беспредельна; так, можно до бесконечности удлинять прямоугольник, который при этом останется вполне ограниченным в своей ширине.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Безопасность-это основная потребность души. Душа в безопасности, если она не подавлена страхом и не объята ужасом, за исключением случайных, редких и непродолжительных стечений обстоятельств. Страх и ужас, как продолжительные состояния души, - это почти смертельные яды, чем бы они ни были вызваны: возможностью остаться без работы, полицейскими репрессиями, присутствием иностранного завоевателя, ожиданием возможного вторжения или любой другой бедой, которая на вид превышает человеческие силы. Римские рабовладельцы выставляли на виду у рабов хлыст, зная, что это зрелище приводит души в полумертвое состояние, необходимое для порабощения. По египетским представлениям, праведник может сказать после смерти: «Я ни у кого не вызвал страха». Даже если постоянный страх присутствует лишь в неявном виде, и лишь изредка ощущается как страдание, это все равно болезнь. Это полупаралич души.
РИСК
Риск-это основная потребность души. Отсутствие риска вызывает тоску особого рода, которая парализует иначе, чем страх, но почти так же сильно. Хотя бывают обстоятельства, в которых наличествует смутный страх и неясный риск, и они вызывают обе болезни сразу. Риск-это опасность, которая порождает обдуманную реакцию, то есть не превосходит душевных ресурсов настолько, чтобы душа была окончательно подавлена страхом. В некоторых случаях риск заключает долю игры, в других, когда определенная обязанность заставляет человека не отступить перед ним, он представляет собой самый сильный из возможных стимулов. Защита людей от страха не предполагает отмены риска, напротив, она включает постоянное присутствие некоторой его доли во всех аспектах социальной жизни, так как отсутствие риска ослабляет смелость до такой степени, что душа, в случае необходимости, остается без малейшей внутренней зашиты от страха. Но риску должны сопутствовать такие условия, при которых он не превращается в обреченность. .
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Частная собственность есть жизненная потребность души. Душа одинока и неприкаянна, если ее не окружают предметы, которые для нее как бы продолжение ее самой. Каждый человек непреодолимо мысленно присваивает себе все то, чем он долго и постоянно пользовался для работы, развлечения или жизненных нужд. Так, садовник со временем начинает чувствовать, что сад принадлежит ему. Но там, где чувство собственности не совпадает с собственностью юридической, все время присутствует угроза мучительного отторжения.
КОЛЛЕКТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Причастность к коллективной собственности, заключающаяся не в пользовании материальными благами, а в чувстве собственности, есть не менее важная потребность. Речь идет скорее о состоянии ума, нежели о юридическом акте. Там, где действительно существует гражданская жизнь, каждый чувствует себя личным владельцем общественных памятников, парков, пышности церемоний, и эта роскошь, желанная почти каждому человеческому существу, таким образом присваивается даже беднейшим. Однако не только государство должно давать это удовлетворение, но и коллектив любого рода.
ПРАВДА
Потребность в правде- более священна, чем какая-либо другая. И тем не менее, о ней никогда не упоминают. Чтение начинает пугать, когда раз поймешь, сколько и какой чудовищности лживых извращений безо всякого стыда выставляется напоказ, даже в книгах самых известных авторов. Это как пить воду из отравленного источника.