Литературоведческое

Jun 30, 2007 09:30

Вот Иван хочет вернуть билет ( Read more... )

проза, мораль

Leave a comment

sguez July 14 2007, 14:31:33 UTC
гриша, я почти готов выкинуть полотенце, потому что у меня нет ни капли бога в голове и сердце. я смотрю на богоискательство как на разновидность игры Монополия. Так - экономика человеческих поступков, снабженных иногда случайными, иногда рыночно-сложившимися стоимостями. Я чувствую, что только оскорбляю своим присутствием предмет спора. Тем более, что он вас интересует больше, чем просто литературоведение.

Но поиграть в Монополию - почему нет? Итак, я покупатель мироустройства, каков порядок мне нужен, и чем я согласен расплатиться?

Мне нравится божественный порядок, при котором Бог подобен нынешней английской королеве - существо для отправлений ритуалов и развлечения публики связанными с ним скандалами. Никакой загробной жизни не существует, Все счеты сводятся на земле, Присутствует идея прощения долгов, смахивающая на прощение банкрота. Концепция греха упраздняется, Особенно идея невинности, смешанная по недоразумению с сексуальной. Зло не персонифицированно, и не является чем-то враждебным. Понятие зло - сокращение для совокупности неоплаченных долгов и поддельных квитаций. Задача морали и закона - держать эту совокупность в известных рамках., разными, присущими м и з способами.

Чем я согласен пожертвовать за получения такого порядка? У меня впечатление, что он дан мне бесплатно, разве нет?

Вопрос о прощении матерью мучителя ее ребенка в моей картине не встает, потому что в ней нет Матери и Дитяти. Общество безусловно признательно матери за пополнение его рядов, поэтому записывает ей в кредит довольно крупную сумму, но в целом развивается обычная игра. Могу себе представить, что общество штрафует мать за нежелательное увеличение поголовья. Birth control - это такое индивидуальное (как правило, но возможно и иначе) воплощение представлений о кредитах и штрафах - по-научному говоря, о риске.

Ну что, нагнал я на вас тоску? И как я читаю Достоевского при таких убеждениях? Примерно так же, как и статьи о незадачливом брокере, помните, который играл на Сингапурской бирже деньгами Лондонского Стерлинг Банка и все просадил. Слезка-шлезка.

Reply

dennett July 14 2007, 15:04:14 UTC
Да, понятно. Я себе так это и представлял примерно.

Но вот какой у меня вопрос - ведь вы же понимаете монотеизм и христианство. как способ жизни и взаимодействия с миром. вот у вас есть свой способ - а монотеизм и христианство - другой способ. и я думаю вы согласитесь, что в разных обстоятельствах следует жить сообразно обстоятельствам. в одних обстоятельствах надо вести себя благонамеренно и культурно - и быть благонамеренным и культурным - в других сообразнее (не полезнее, а сообразнее) - срать и сквернословить. для общей гармонии.

Вот я к примеру до определенного момента не умел серьезно и с чувством играть в игру слезка - не мог поверить в слезку - а потом меня достоевский научил - и оказалась очень важная и полезная игра (вера).

а вот вы мне кажется - у вас противоречие - вы с одной стороны говорите - пусть расцветает тысяча цветов - а с другой говорите - нет монотеизму. как так?

Reply

sguez July 16 2007, 13:23:55 UTC
Я очень долго думал, прежде чем вам ответить, потому что никак не мог понять, где я - при моих симпатиях к какому-то одному способу воспринимать мир - запрещал, или требовал отмены других.

Давайте, однако, для заострения разногласий, предположим, что потребовал отмены монотеизма, зачем я это сделал? наверное у меня догадка, подкрепленная опытом, что монотеизм - цветок тысяча первый, который не даст спокойно цвести остальной тысяче.

А какие правила игры слезка? вы ведь не ходите к причастию и исповеди, или ходите?

Reply

dennett July 16 2007, 18:33:19 UTC
Правила этой игры - максималистские. Я раньше думал, что нужно жить а ля реалполитик - кого можно, спасать, кому можно помогать - ну а те, до кого не дотянуться - пусть, думал я, подыхают - так даже нужно.

А вот достоевского прочитал - и вдруг увидел, что к миру можно подойти так сказать по гамбургскому счету. Предъявить его. Очиститься от коросты всех компромиссов, от всей их грязи.

Полезность игры в слезку кстати еще и в том, что на помогает задуматься о том, где провести черту. Вот, скажем, тебя нагибают - и можно прогибаться - и если черту не провести - можно и в узел завязаться. А вот Иван учит огненным ногтем проводить - ну и от его утопической черты - нет, возвращаю билет - можно уже дальше тренироваться - говорить нет. Ведь говорить нет очень трудно, особенно если дело касается шкурных интересов.

Reply

sguez July 16 2007, 18:44:30 UTC
Я в данном случае не играю (с вами), хотя может показаться, что и так. Как развивается игра (вернее, как вы ее проводите) в таком вот случае? http://www.advita.ru/MGus1.php

Reply

dennett July 16 2007, 18:48:22 UTC
Речь идет не об игре во фривольном смысле личного развлечения, а об игре в смысле языковых игр - о структурированном правилами способе жизни.

В смысле ивановой игры я думаю о самоубийстве.

Reply

sguez July 16 2007, 19:40:31 UTC
отказаться от блаженства, покончив с собой? по-моему не надо быть видным теологом, чтобы оценить еще большее противоречие в таком способе вернуть билет. (Кроме, как будучи ортодоксальным христианином - это, кстати, проливает свет на фразу, что он бога принимает, но билет возвращает. То-есть, не совершает злодейства, однако преступает запрет, чем действительно отказывается от личного блаженства. Не потому ли покончил с собой Беньямин? это как раз фривольная игра фактами).

а почему никто из беседующих с вами не указал на самоубийство, как на расшифровку нравственного выбора Ивана; это слишком очевидно?

И еще, мы отвлеклись, и я упустил за тонной коментов. Вы выяснили, почему слезка? это такая аббревиатура, да?

Reply

dennett July 16 2007, 20:09:15 UTC
но ведь отказываясь от билета, отказываешься и от запрета на самоубийство. так что теологического противоречия я тут не вижу.

никто не указал, поскольку действительно очевидно - и это у него делает кирилов, инженер.

про слезку есть в изначальной цитате - точнее, про слезинку.

Reply

sguez July 16 2007, 21:46:05 UTC
есть-то есть, но ваш вопрос был - откуда такая ценность слезинки?

Reply

dennett July 16 2007, 22:00:39 UTC
Да, там комменты оставлял народ подкованный - тут же сказали, что слезинка-то и есть бог. У кортасара было что-то похожее - что бог - шурупчик.

Reply

sguez July 17 2007, 01:18:02 UTC
о боже мой, как это тягостно. не обращайте пож.внимания. это мои проблемы.

Reply


Leave a comment

Up