(no subject)

May 02, 2007 04:28

Права граждан в США защищает, среди прочего, так называемая Пятая поправка - пункт Билля о правах, лишающий государство возможности принуждать человека давать показания себе во вред. Защита эта очень мощная - достаточно просто упомянуть о Пятой и любые государственные органы бессильны. Точнее, почти бессильны. Поскольку о преступлении обычно знают те, кто имеет какое-то к нему отношение, и сведения эти крайне нужны обществу, существует способ все таки заставить человека сообщить о них. Способ этот заключается в том, что потенциальному свидетелю даются гарантии судебной неприкосновенности. Как только они предоставлены, человек обязан говорить.

Если задуматься, крайне занятная конфигурация - некий неуловимо завязанный, вкрадчивый узел вины, истины, силы и права. Узел этот наводит на мысли об известной статье Эдмунда Вилсона, в которой, на материале античных источников, описана история Филоктета, обладателя лука со стрелами, которые всегда попадают в цель -- и одновременно страдающего от незаживающей раны, полученой в результате укуса змеи.

В этой истории есть несколько любопытных подробностей.

Рана гниет и дурно пахнет - запах настолько страшен, что Филоктета избегают соотечественники; он обречен на одиночество на отдаленном острове. Лук - подарок Геракла, которому Филоктет оказал важную услугу. Один из прорицателей сообщает грекам, готовящимся в это время к Троянской войне, что победа возможна только если у них будет оружие Геракла. Одиссей пытается вынудить отшельника отдать лук - но Филоктет негласно защищен против ухищрений Одисея своей ужасной раной.

В далекой античной истории оружие делает тебя мишенью враждебного происка, рана защищает - подобно тому как в современной Америке гарантии неприкосновенности вынуждают тебя давать показания себе во вред.

истории, право

Previous post Next post
Up