Стивен Пинкер пишет в недавней статье о «Загадка сознания» для журнала «Тайм».
http://www.time.com/time/printout/0,8816,1580394,00.html---Еще одно разительное заключение, к которому приходит наука о сознании, заключается в том, что наше непосредственное ощущение «Я», властной инстанции, своего рода центра управления мозга, считывающего информацию с экранов органов чувств и нажимающего кнопки выдачи сигналов на мышцы - это ощущение является иллюзией. Сознание, как выясняется, состоит из хаоса событий, происходящих по всему мозгу. Эти события конкурируют в борьбе за первенство и внимание, и по мере того как один из процессов «перекрикивает» остальные, мозг, по следам случившегося, рационализирует это, формируя впечатление, что единое «Я» в течение всего времени находится у руля.
Толстой пишет в эпилоге к «Войне и миру»
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0070.shtml---Всякое исполненное приказание есть всегда одно из огромного количества неисполненных. Все невозможные приказания не связываются с событием и не бывают исполнены. Только те, которые возможны, связываются в последовательные ряды приказаний, соответствующие рядам событий, и бывают исполнены. Ложное представление наше о том, что предшествующее событию приказание есть причина события, происходит оттого, что когда событие совершилось и те одни из тысячи приказаний, которые связались с событиями, исполнились, то мы забываем о тех, которые не были, потому что не могли быть исполнены. Кроме того, главный источник заблуждения нашего в этом смысле происходит оттого, что в историческом изложении целый ряд бесчисленных, разнообразных,
мельчайших событий, как, например, все то, что привело войска французские в Россию, обобщается в одно событие по тому результату, который произвел этот ряд событий, и соответственно этому обобщению обобщается и весь ряд приказаний в одно выражение воли.
(...)
Люди тащат бревно. Каждый высказывает свое мнение о том, как и куда тащить. Люди вытаскивают бревно, и оказывается, что это сделано так, как сказал один из них. Он приказал. Вот приказание и власть в своем первобытном виде. Тот, кто больше работал руками, мог меньше обдумывать то, что он делал, и соображать то, что может выйти из общей деятельности, и приказывать. Тот, кто больше приказывал, вследствие своей деятельности словами, очевидно, мог меньше действовать руками. При большем сборище людей, направляющих деятельность на одну цель, еще резче отделяется разряд людей, которые тем менее принимают прямое участие в общей деятельности, чем более деятельность их направлена на приказывание.