Электровелосипеду тут исполнился год. Из любопытства вёл небольшую статистику. Хочу подвести некоторые итоги.
Итак, за год я проехал 3700 км. В среднем 10,2 км в день.* Я ожидал большего, но немного подкачала мотивация, подисчерпались близко расположенные цели, да и погода во второй половине года была нерасполагающая. Думаю, эта цифра на 2/3 состоит не из развлекательных поездок, а "по надобности". Их количество очень выросло. Электровелосипед имеет массу преимуществ в быту - снижая пиковые физнагрузки, он позволяет ездить в цивильной одежде; но при этом он - в отличие от чисто моторной езды - и промёрзнуть тоже не даст. В целом, практически всюду по Майнцу ездить на электровелосипеде существенно быстрей, чем на общественном транспорте.
А вот дальние поездки остались почти так же утомительны. Видимо, при снижении пиковых нагрузок, суммарный расход энергии снижается не так уж сильно. Стокилометровый заезд очень даже ощутим, и наутро в мышцах тоже будет заметен. Однако вынужден констатировать, что спортивную форму, набранную в прошлом году на велосипеде, электрификация мне слегка подрезала. Хотя и далеко не срезала - всё-таки, при средней скорости 20 км/час, я крутил в прошедшем году педали 185 часов - почти 8 непрерывных суток, или, при 40-часовой неделе - больше месяца :) Интенсивность физнагрузки при этом можно сравнивать с торопливой ходьбой.
Набор высоты составил примерно 20,5 км.** То есть, средний набор высоты составил 5,6 м на километр. 0,56%, 5,6‰. Не знаю, много это или мало. Было бы здорово подъём как-то пересчитать в горизонтальную дистанцию, но руки пока не дошли, так же, как не дошли померить соотношение энергии мотора и собственного педалирования. Однако практика показала интересный казус: умеренно сильный набор высоты бьёт по заряду батареи слабее ожидаемого - из-за снижения скорости уменьшается сопротивление воздуха.
Теперь некоторые расклады по расходу энергии.
Летом я не выдержал любопытства, и впаял в велосипед ваттметр. Таким образом, смог получить объективные цифры по реальному расходу энергии. Итак, за год с аккумулятора было снято 20,2 кВтч энергии.*** Это почти точно 5,5 Втч/км. Этот расход не вполне отражает энергию, потреблённую из сети - зарядка имеет свой КПД, неиспользуемый аккумулятор понемногу садится тоже. Но не думаю, что расход "по счётчику" был больше 30 кВтч. При нынешних ценах на электричество, это ~9 евро. Иными словами, энергия на проезд ста километров обходилась мне в прошедшем году примерно в 24 цента.
Аккумулятор за год перенёс 60 зарядов. Они все были неполными - до конца я его не разряжал, ставил на зарядку при ненагружённом напряжении ниже 36 В. Было пару раз, что заряжал и с большего напряжения - перед дальними поездками. То есть, средний расход оказался 337 Вт с заряда.**** Самая большая зафиксированная снятая энергия была 438 Втч.***** Деградации пока ещё не заметно. Стараюсь его беречь и не грузить подолгу большими токами, особенно к концу ёмкости.****** Ну и - главное - не довожу до глубокого разряда.
Ну вот где-то так. Девайс года - безусловно. В своём мнении, что электровелосипед есть гениальный городской транспорт, я только утвердился. Были бы хорошие пригородные дорожки - был бы и отличным пригородным в радиусе 25-30 км. Вообще, главные препятствия - дерьмовая велоинфраструктура и погода. Именно в такой последовательности. Причём мне кажется, что сделать велосипед с некоей защитой от ветра и дождя довольно реально. По крайней мере, стоило бы попробовать.
----------------------------------
*2013: 2300 км, 6,3 в день.
**Цифра частично оценочная. Часто проезжаемые участки и дальние заезды промерил по GPS, остальное вбивал на глазок. Но не думаю, что погрешность больше, чем ±20%.
***Реальные замеры - 7739 Втч на 1410,7 км, потом - экстраполяция. Зимой расход больше, чем летом примерно на 20%.
****Полная "паспортная" ёмкость батареи 16Ач, это под 600 Втч.
*****Размеренная езда, 98,5 км при 624 м подъёма; снято 12,3 Ач, конечное напряжение 35,6 В (т.е., ещё оставался некоторый запас хода)
******Контроллер забирает в пиках 12-14А. Маршевый максимум 8,5А.