Книга: Ernst Jünger - In Stahlgewittern

Oct 17, 2012 23:28

Открыл тут для себя ещё одного приметного немецкого персонажа - Эрнста Юнгера (Ernst Jünger). Юнгер родился в 1895 году в интеллигентной семье (отец - доктор химии, хе-хе), рано проявил интерес к энтомологии, учился в гимназии. На этом месте ему, как и многим детям в то время, захотелось интересной жизни вместо хождения в школу и унылого буржуазного существования, и он в 1913 году убежал из дому в Африку (!) поступать в Иностранный Легион. Через две недели его оттуда вытащил отец, который уговорил его таки закончить гимназию в обмен на обещание поехать восходить на гору Килиманджаро (!). Вот люблю я "дореволюционную" интеллигенцию! Однако до Килиманджаро дело не дошло, потому что о досуге многочисленных в то время детей, изнывающих от недостатка романтики, наконец позаботилось политическое руководство страны, организовавшее вместе с правительствами братских европейских стран шикарную войну друг с другом. Естественно, Юнгер в восторге устремился добровольцем в армию, самореализовываться, как и практически всё тогдашнее поколение. Герой попадает на западный фронт войны в пехоту, и в самом деле оказывается там на своём месте: гимназист с энтомологическим хобби оказался воином по призванию, с увлечением провоевавшим все годы в ужасающих окопах Первой Мировой. Был ранен 14 раз, к концу войны стал лейтенантом, командовал взводом, ротой, ходил в атаки со штурмовой группой, вокруг него погибло бессчётное количество сослуживцев - а Юнгер остался в живых, получив под конец войны высший орден тогдашней Германии Pour le Mérite. Юнгер потом ещё стал самым последним носителем этого ордена - ему повезло и в этом, он дожил почти до 103 лет и умер аж в 1998 году.

Ну так вот, этот берсерк оказался при этом ещё носителем весьма значительного ума и хорошо подвешенного пера. Всю войну он вёл дневники, потому что хотел сохранить непосредственные впечатления от происходящего; а когда всё окончилось - переработал свои записи в эту самую книгу "В стальных грозах". Юнгеру удалось осознать всю противоречивость происходившего и в книге как-то отстраниться от себя самого, привнося очень мало оценочных суждений и прочих расстановок точек над i. В итоге вышло написанное языком интеллектуала описание боевого пути, которое можно считать милитаристским в той же степени, как и антивоенным. Интеллектуал в Юнгере пересилил и воина, и патриота. Впрочем, в бедовые времена Веймарской республики автор ударился на какое-то время в правый патриотизм и национализм, переработав последующие издания книги в соответствующем духе. Однако к тому времени, когда у власти нарисовался другой известный ветеран Первой Мировой (к Юнгеру изрядно благоволивший), интеллектуал пересилил также и националиста, в итоге Юнгер в 1934 году снова-таки перерабатывает издание "Стальных гроз", выкидывая из него националистические пассажи обратно. По всей вероятности Юнгеру, воспитанному в возвышенных традициях кайзеровской Германии, не очень понравился дух примитивности и варварства, пропитывавший гитлеровский строй. Так или иначе, при всём своём "правом уклоне", Юнгер никаким образом не вляпался в нацизм, большую часть последовавшей Войны прослужив при штабе в Париже, вращаясь к тому же в кругах заговорщиков 20 июля. В послевоенной Германии Юнгер продолжил оставаться заметнейшей фигурой культурного контекста, пожалуй, из-за чрезвычайно почтенного возраста даже превращённой официозом заживо в памятник. Хотя едва ли он сам себя ощущал таковым, продолжая писать умные вещи на разные темы, в числе прочего свои размышления после пробы LSD в почтенной компании первооткрывателя такового.

Такой вот интересный деятель. In Stahlgewittern есть на Project Gutenberg (кажется, ещё первое издание без патриотической обработки), военные дневники издали недавно тоже, а дом автора превращён в музей.

война, книга, Германия

Previous post Next post
Up