Новый мир

Jan 24, 2011 16:45

У меня последнее время как происходит: лезу вечерком по какому-нибудь поводу в Википедию, зацепляюсь за какую-то тему и начинаю читать, читать, читать - и так до ночи. И несколько дней подряд. Вот какое-то время назад начитался про Кампучию-Камбоджу, Пол Пота и его кошмарный коммунистический режим, увенчав это дело просмотром скудной документалистики по теме. Это пожалуй мой любимый жанр - фантастические вещи, которые вдруг творятся где-то или с кем-то.

Вообще камбоджийский коммунизм самый наверное из всех коммунизмов показательный. Казалось бы - джунгли, маленькая крестьянская страна, едва больше 7 миллионов человек, какое-то великое прошлое, которое давно смыло перекатывавшимися через страну большими волнами истории, после - поле игры больших колониально-империалистичных государств. Дык кругом полно таких. Почему именно тут какие-то бывшие студенты решили построить самый коммунистичный коммунизм в истории человечества? Почему они смогли? Почему их поддерживало население?

Сам будущий глава Демократической Кампучии, Пол Пот был вполне себе обычным школяром-студентом, хорошим мальчиком по имени Салот Сар. Вся эта идиллия продолжалась до тех пор, пока его не отправили учиться во Францию, где вместе с другими студентами-камбоджийцами он попал во Французскую Коммунистическую Партию. Тем более, как раз примерно тогда Индокитай воевал с колонизаторской Францией за независимость. Неизвестно почему алогичная и абсурдная идея заколосилась в голове у юного камбоджийца; такая уж, видимо, судьба у первого поколения грамотных простолюдинов в жизни каждой нации. В любом случае Пол Пот вернулся в Камбоджу не окончив учёбы, стал преподавателем и присоединился к коммунистическому подполью. После ухода французов Камбоджа с одной стороны оказалась сильно, неестественно сильно для общего уровня развития народа продвинутой в технико-экономическом плане и в плане интеграции в большой мир; с другой - снова вернулись старые, но уже несовременные и неприятные феодализм и повальная коррупция. Но всё это происходило среди каких-то 10% городского населения, основная же масса неграмотных сельских крестьян только злилась на нахрапистых "городских крестьян", почти каждый из которых, едва научившись читать, носить европейскую одежду и сидеть на унитазе, тут же чувствовал себя сверхчеловеком и эффективным менеджером над простолюдинами, что автоматически давало ему право выбивать из "быдла" деньжата "на государство", большая часть которых, естественно, оседала во дворцах новых царьков. Которые ещё, небось, между собой только "по-культурному", по-французски говорили. Неудивительно, что коммунисты, проповедовавшие равенство, справедливость и уничтожение классов, снискали если не поддержку в крестьянских массах, то уж как минимум дружественный нейтралитет. Тем более, коммунистическая идеология почему-то всегда считалась чем-то прогрессивным; во всяком случае, немногочисленная городская интеллигенция в отчаянии полагала, что коммунизм-то уж точно прогрессивнее, чем насквозь клептократическое управление жирных олигархов и их верных холуев-управленцев. В результате в джунглях сформировалась повстанческая армия из просветлённых идеями едва грамотных крестьян, во главе которых стояли "классические" революционеры - с европейским образованием, знанием языков и классиков марксизма, захваченные идеей и откинувшие архаичные мораль и нравственность. Этой народной армии коммунистических зомби противостоял столичный режим проходимцев, главной идеей которых было вечное "наворовать и смыться" под прикрытием шовинистической и патриотической риторики. Неудивительно, что настал день, когда "зомби" победили "орков" и столица без боя была захвачена прогрессивными "красными кхмерами", радостно приветствуемыми населением.

Но только рано радовались. Пол Пот уже успел съездить за опытом в другие страны победившего социализма, покумекать над книгами, имел свой взгляд на вещи и грандиозные планы. Даже в Китае с недоверием покачивали головой, когда узнали о его намерении уже при жизни ныненешнего поколения построить коммунизм. Но Пол Пот верил, что если быстро стереть все другие идеологии (вместе с их носителями, ясен пень), убрать любую среду для зарождения этих идеологий (читай - поголовно уничтожить всех, кто видел и знает что-то кроме коммунизма), а на их место поставить крестьянскую молодёжь, которая и читать-то научилась уже по цитатникам вождей - то в стране уже очень скоро сложится доминирование людей, которые не знают ничего кроме коммунизма, и не верят ни во что, кроме марксизма, ленинизма, маоизма, сталинизма, изма, изма, изма...

Всё началось очень быстро. Во-первых, под предлогом спасения от мифических американских бомбёжек всё население столицы, городов поголовно было "эвакуировано", то есть изгнано из домов и выселено в сельскую местность. Миллионы людей! Тем самым была исключена любая возможность недовольства, волнений, путча и вообще какой-либо протестной говорильни и идеологической кухни. Во-вторых, было провозглашено разделение на "новых" и "старых" людей: практически все, кто не принадлежал к бедному крестьянству, были объявлены "новыми", лишены всех прав и дальнейшая их судьба определялась принципом "содержать их бесполезно; убить их - не потеря". Все, кто мог потенциально быть носителем или производителем посторонних идей, уничтожался целеустремлённо и сразу: чиновники и военные прежнего режима, учителя, врачи, вообще все, кто смахивал на сильно умного хотя бы тем, что носил очки или сильно грамотно изъяснялся; массово истреблялись буддийские монахи, иностранцы, национальные меньшинства и вообще кто что-то не то сказал или сделал. Молотилка построения нового общества заработала! Были отменены деньги и запрещена религия, широчайше применялась смертная казнь за малейшие проступки; были сделаны смелые шаги в направлении отмены института семьи и брака, обобществления детей и т.д; в общем вещи, любезные сердцу каждого истинного коммуниста. При этом никто никому ничего не объяснял ни о сущности нового режима, ни о его руководителях. В качестве руководящего органа называлась безличная "Ангка", "организация"; а руководители издавали распоряжения, подписываясь псевдонимами или вовсе даже номерами: "Брат №89" и т.п. В качестве кадров нового режима рекрутировались идеологически незамутнённые люди - подростки, которые после быстрого, но напористого просвещения в духе идей коммунизма - индоктринации - назначались на руководящие должности на селе и в армию солдатами. Так Брат №1 Пол Пот и коммунистическая партия быстро получали повсюду требуемых беззаветных бойцов, у которых в голове не было ничего, кроме пары демагогических заклинаний. Ну и страх - "Ангка требует верности!", и если вдруг что... Когда речь шла о знаниях или квалификации, то естественным образом считалось, что марксисткое просветление заменяет любые знания, мораль, нравственность и вообще всё, что принято считать нужным для формирования полноценного человека.

Важным элементом своеобразия Демократической Кампучии было то, что невозможно написать историю этого всего: поскольку все грамотеи были истреблены на самом раннем этапе революции и страна закрыта, то сведения о повседневной жизни и практике построения коммунизма очень обрывочны и скудны; те же, кто мог бы написать, сами были революционерами и не особо склонны разглагольствовать о методах воплощения своей утопической мечты. Нет фильмов, нет фотографий, едва есть даже простые листовки и газеты и рассказы свидетелей. Наверное, наиболее известным местом, связанным с преступлениями коммунистов стала секретная тюрьма особой важности С-21, она же "Туол Сленг" - да и то потому, что в ней по каким-то соображениям велась какая-то следственная документация, которая была потом захвачена. Судя по разномастности попадавших в тюрьму заключённых и методам работы с ними, речь на идейном уровне шла о ведении перманентного террора в сочетании с поддержанием паранойи "всюду враги", с каковой целью продуцировались задокументированные признания. Человек, заключённый в С-21 по воле "Ангки", не имел никакого другого предназначения, кроме как признаться в шпионаже, саботаже, вредительстве, предательстве и быть убитым. Из порядка 20 000 человек, попавших в тюрьму, остались в живых всего 7.

Про эту тюрьму довольно много написано, и даже её бывший руководитель "товарищ Дуч" был не так давно осуждён на 35 лет за своё умелое руководство (тут лежит камбоджийский судебный документ по его делу на английском, в котором много деталей о работе С-21). Существует простой и незатейливый документальный фильм про С-21 "S-21: The Khmer Rouge killing machine", который можно посмотреть на Ютьюбе с английскими субтитрами начиная отсюда. Фильм состоит из разговоров бывших охранников и заключённых, а также показов ими сцен и поведения в тюрьме, которая сейчас превращена в музей геноцида. Надо себе представлять нечеловеческие условия в С-21, чтобы понять силу этого фильма. Охрана тюрьмы комплектовалась из уже упоминавшихся индоктринированных детей-подростков, выдернутых из семей и наученных коммунистической науке, которым было доходчиво объяснено, что все, кто поступает в тюрьму - враги революции, не имеющие человеческого достоинства. Соответственно, заключённые по прибытии помещались в камеры в бывших школьных классах. В камере каждого приковывали к штырю на полу, приказывали лечь на пол на спину... и всё. Двигаться без разрешения нельзя, разговаривать нельзя, из еды практически ничего не давали, из всех удобств - немного воды и патронный ящик для санитарных нужд, чуть что - сразу избиение дубинками. Никакой еды - кормить же бессмысленно, так как подавляющее большинство заключённых в течение недели попадали на полигон, где их били ломом по затылку и закапывали в массовых могилах. Но до этого они должны были признаться в своих преступлениях, для чего щедро и хладнокровно применялись пытки. Следователи были постарше, чем охранники и грамотными. Все они были сами при этом напуганы без памяти, потому что при каких-то обстоятельствах вполне могли целый отдел тоже отправить в камеру, на допрос и на полигон. Так, до какого-то момента в тюрьме существовал медицинский отдел, который занимался во-первых поддержанием жизни в заключённых во время проведения следственных действий, а во-вторых снабжением столичных больниц донорской кровью: когда где-то была нужна кровь для переливания, они выдёргивали какого-нибудь заключённого из тюрьмы, спускали из него кровь и тело выкидывали. Ну так вот, в какой-то момент весь состав этого ударного медицинского подразделения после допросов и, естественно, признаний был свезен на полигон. Слава коммунистическому труду! Причём в большинстве случаев было решительно непонятно, по какому принципу производились аресты и казни. Так, один из наиболее известных выживших, художник Ванн Нат, был просто мобилизован якобы на уборку урожая, но вместо этого оказался в пересыльной тюрьме в бывшем буддистском храме; оттуда без разговоров он был перевезен в С-21 и быстро предстал перед следователем, требовавшим рассказывать о своём предательстве. Каком предательстве? Вот, например - в документалке цитируется признание какой-то медсестры в саботаже: "Врач приказывал мне срать в продукты, а также в операционной, чтобы дискредитировать нашу передовую больницу". Также в тюрьму попадали и быстро сознавались в сотрудничестве с зарубежными разведками всякие иностранцы, например, имевшие неосторожность быть занесёнными в пределы Демократической Кампучии. Это всё-таки что-то: ты новозеландский какой-нибудь студент, плывёшь на парусной яхточке по волшебному морю на какой-нибудь Пхукет, и вдруг - трах-бах, катер, берег, грузовик, С-21, камера, следователь, пытки и ломом по затылку. Только так! Слава революции! Лишь художник Ванн Нат остался жив, потому что рисовал картины по заказу тюремного начальства, как и пару других, занятых в тюремном хозяйстве.

Охранников осталось в живых довольно много, больше, чем зэков, и выглядят они неплохо. В пост-полпотовской Камбодже не мстили никому. Ведь там лишь сменили радикальный марксизм на менее радикальный "социализм". Многие функционеры полпотовского режима остались на свободе, и лишь недавно вот "товарища Дуча" со скрипом посадили. А его офицер Хой, который забирал у заключённых младенцев и разбивал им головы о дерево во дворе (детей, которые могли сами ходить, передавали в ведомственный колхоз С-21 на перевоспитание и работу; кто не мог ходить - об дерево головой вражину) - ходит себе с поджатыми губами, смотрит острыми глазками в пол и по сторонам и кается, как и его бывшие коллеги и подчинённые. Как-то видать неудобно их наказывать - всё-таки в прогрессивную идею верили, за светлое будущее боролись. Да и возраста подсудности небось ещё не достигли, когда крушили головы врагам народа. Да и кому бороться с ним? Пол Пот чуть ли не в обнимку с камбоджийским королём Сиануком в Пномпень входил. А популярный Сианук (он ещё долго потом был руководящей фигурой в Камбодже) только-только вернулся из изгнания из Северной Кореи (!), где жил в особняке под Пхеньяном (!!!).

Пол Пота подвела неумеренная воинственность в отношении соседнего просоветского Вьетнама. Дело кончилось тем, что вьетнамская армия перешла в наступление и в течение пары дней режим "красных кхмеров" прекратил существовать, а Пол Пот сотоварищи сбежал в джунгли. Тут-то и всплыли особенности построения коммунизма в отдельно взятой Камбодже. Вьетнамский военный фотограф снимает пыточные станки и гниющие трупы в С-21, под Пномпенем откапывают полигоны с трупами, из черепов которых вьетнамские коммунисты выкладывают всякие мозаики, долженствующие иллюстрировать бесчеловечность подлых прокитайских коммунистов-перевёртышей. Тем временем американцы подбрасывали оружия партизанящему в джунглях Пол Поту, чтобы он мог воевать с советско-вьетнамским влиянием в Камбодже. По итогам трёх лет строительства коммунизма режим Пол Пота показал неслыханную доселе среди марксистских стран продуктивность: до сих пор не могут сосчитать жертвы, называя цифры от 1 до 3 миллионов, более-менее сходясь на цифре 1,7 миллиона убитых (из семи!). В Камбодже не осталось никого, никакой интеллигенции, врачей, учителей, никаких очкариков и монахов; никого кроме бедных кхмерских крестьян, для которых коммунистический режим был не таким уже и плохим, во всяком случае не хуже чем колониализм и феодальная клептократия до этого. В каком веке очутилась несчастная страна - даже предположить трудно. И почему это всё? Почему идея, которую кругом считают "прогрессивной", будучи прилежно воплощаемой, привела к такому массовому истреблению, что любые наци обзавидуются?

Сколько я не пытался вникнуть в идеи марксизма и прочего коммунизма - никак не мог понять их логики, откуда именно эти выводы пришли в голову авторам учения и почему это кажется логичным добрым 20% любого населения и почти всем поголовно выходцам из простого народа. Мне совершенно ясно, что любой коммунизм нереален, он просто против человеческой природы и логики построения общества; если его и можно построить, то не с имеющимися людьми, а разве что с некими муравьями-гуманоидами. Любое построение коммунизма на основе человеческого общества неизбежно приедёт к уничтожению тех, кто не помещается в образ исполнительного муравья, запрограммированного левой идеей. Любой коммунизм с его "уничтожением классов", денег, семьи, нации, неравенства - нереален без поголовного уничтожения не то что инакомыслящих, а вообще мыслящих. Недаром Пол Пот так яростно искоренял "сильно-умных-городских". Но после этого сам коммунизм быстро захиревает и разрушается, потому что уничтожив свою мыслящую часть общество разлагается идеологически. Подозреваю, что сама живучесть левой идеологии в головах - это некий природный эволюционный механизм, блокирующий расслоение общества и какие-то тенденции в нём, в которых возможно замешано развитие интеллекта и общественных механизмов. В какой-то момент людям, массам посредственностей в этом обществе начинает казаться, что психопатически-маргинальные идеи всеобщих равенства и справедливости верны и логичны - и происходит революция, в ходе которой все слишком отличающиеся от среднего уровня неизбежно гибнут под флагом прогресса для всех остальных; но в итоге общество хотя и гомогенизируется, что уменьшает фрустрацию большинства, но после короткого скачка вперёд (по причине ввода в общественную жизнь новых масс людей) чудовищно отбрасывается назад в том, что касается уровня общественной организации и интеллекта. Возможно, мы уже прошли этап, когда любая "цветная" революция становилась автоматически красной - всё-таки уже не одно поколение умеет читать, писать и даже иногда довольно сложно мыслить; ширится доступ к информации и образованию, интеллигентность стала довольно массовым явлением, а демографическое давление, вздувавшее веками агрессивность в популяции, колоссально упало. Надеюсь, что все эти сумасшедшие люди, которые рассуждают о марксистском коммунизме, никогда не будут иметь поддержки, выходящей за пределы некоторого числа людей с соответствующим, падким на левые идеи устройством мозга. Другое дело, что число иррациональных вещей в мире, происходящих под влиянием "левовращающихся" мозгов очень велико и непонятно куда это всё ведёт, но это уже совсем другая тема...

коммунизм, политика

Previous post Next post
Up