У меня не проходит ощущение, что развитие украинского образования в постсоветский период производилось исключительно путём смены вывесок и "перестановки столов", создавая впечатление, что самоцелью является не результат и качество работы образовательной системы, а исключительно поддержание и увеличение числа студентов и преподавателей, а особенно - начальников. Качество же и количество передаваемых знаний в это время неуклонно падали, что логично. Я уже молчу про бредовый "болонский процесс".
Сегодня на Корреспонденте попалась заметка, озаглавленная: "
Студенты получили право самостоятельно выбирать 25% предметов". О, думаю, неужели появится наконец возможность отменить сорные предметы?
Для непосвящённых поясню. Я учился на химико-технологическом факультете. Это значит - я должен знать химию и то, как она воплощается в промышленности. Однако помимо дисциплин, связанных с профессией химика и инженера, в программу были введены следующие ценнейшие дисциплины:
украинская и мировая культура 108 часов
история Украины 108
физическое воспитание 297
религиоведение 54
философия 70
гражданская оборона 90
основы экономических теорий 108
основы экологии 54
основы права 54
политология 108
социология 90
основы психологии и педагогики 54
философские проблемы научного познания 26
основы бизнеса 81
основы менеджмента 54
маркетинг 54
Вы можете сказать: ну почему же это "основы психологии и педагогики" - бесполезный предмет? Да потому что преподавание его было совершенно бессодержательное и состояло исключительно из начитывания какого-то выхолощенного теоретического материала, причём было видно за версту, что преподаватель сам в нём не разбирается, и ему плевать, разбираемся ли мы. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев эти преподаватели были достойны своего предмета, отличаясь косностью, ограниченностью и тупостью. Или уж как минимум неспособностью к преподавательской работе. Ответом была нулевая мотивация студентов и постоянное напряжение и откровенная взаимная антипатия в отношениях с преподавателем. Из всех "левых" предметов единственным по-настоящему с душой читаемым были "основы бизнеса" и, кажется, "основы менеджмента" - их читал энергичный и умный преподаватель Дорошенко (зато практические занятия велись кем-то как обычно тупым). Другая часть предметов - это вообще откровенная иррелевантная ерунда, по типу "религиоведения" или "культуры". Или "история Украины" - нафига она нужна в ВУЗе, когда всё ровно то же самое уже изучено в школе?
В конце концов я сообразил, что такое чудовищное изобилие нерелевантной гуманитарной ерунды в программе технической специальности есть в основном следствием никак не реформированной системы советских времён. Кто учился в СССР, должен помнить, какой объём в программе ВУЗов занимали непременные "научный коммунизм", "история КПСС", "политэкономия" и прочие "диалектический и исторический материализмы". Естественно, в силу полной бредовости этих предметов, их преподавание не могло быть ничем иным, как идиотизмом, который с крушением коммунизма должен был быть безусловно прекращён с расформированием соответствующих огромных кафедр и увольнением преподавателей. Но нет! Как же можно так поступать с "научными школами" и "опытными специалистами"! Кафедры сохранились, персонал тоже; "история КПСС" была превращена в "историю Украины", "политэкономия" - в "основы экономических теорий", "атеизм" - в "религиоведение" и так далее. Работа кипит! Реформа образования в действии! И так уже 20 лет!!! ДВАДЦАТЬ!!! Сколько миллиардов человеко-часов пущено на ветер? Ради чего?
Теперь же министр образования Вакарчук (да, да, папа солиста "Океана Эльзы") вынес решение: "Со следующего учебного года студенты будут иметь право выбирать для изучения 25% дисциплин, которые предлагает высшее учебное заведение". Так что теперь - хана "научным школам" и "опытным специалистам"? Ан нет! "Украинский язык, история Украины, история украинской культуры, иностранный язык и философия - обязательны, остальные дисциплины из гуманитарного цикла - на выбор". Правда, "для физико-математических, естественных и технических направлений предусмотрено 10% гуманитарной подготовки от общего объема учебного времени" - мне кажется, это уже существенное сокращение времени, ухлопываемого на "левизну". Но до победы над маразмом ещё очень далеко.
P.S. Помимо всего вышеозначенного, не могу не отметить проблему сторонних предметов, т.е. таких, которые являются вообще полезными, но входящими в общую программу и читаемыми непрофильными кафедрами. Например, иностранный язык, физика, "электротехника", "теория машин и механизмов", информатика и тому подобное для химиков. В основном эти предметы также крайне выхолощены и читаются "по остаточному принципу". Насколько они дурнее читаются, чем те же предметы "профильным" студентам, я могу судить на примере "общей химии", которая также в обязательном порядке читается "непричастным" студентам типа математиков и электронщиков. Берётся наша же программа, урезается вполовину за счёт качества разъяснения и практики, и суётся в зубы студентам "со стороны", имеющим несравненно худшие базовые знания и ни малейшей мотивации учить посторонний и никак не адаптированный для их специальности и уровня знаний предмет. Получается кошмар, а несчастные студенты проклинают химию на все лады - и в конце концов её не знают. Точно так же, как химики проклинают и не знают электротехнику и сопромат.