Марк Солонин - На мирно спящих аэродромах...
Большая, популярнейше написанная и информативная книжка по истории предвоенного развития советской авиации и причинах поражения таковой авиации в начале Войны.
Чем мне Солонин импонирует - он вполне учитывает известную особенность нашей истории: практически любое явление, событие или тенденцию нужно начинать рассматривать как минимум с 1917 года; лучше - если со дня крещения Руси, а совсем хорошо - с момента передачи Моисею скрижалей с заповедями. Обычно авторы не в силах на такой подвиг, увеличивающий трудозатраты и уменьшающий сенсационность издания в расчёте на килограмм его веса. Но Солонин родил книгу, которую начал с принципов аэродинамики и строительства самолётов, плавно перейдя к рассмотрению про и контра советского авиастроения и особенностей предвоенных ВВС СССР. Несмотря на фундаментальность и хорошую проработку материала, не могу исключить, что где надо в Интернете уже есть разоблачение и для этой махрово-антисоветской и, несомненно, русофобской книги. Однако не уверен, что кто-либо когда-то соберётся написать книгу, которая переспорит Солонина. Слишком уж фундаментально у него там всё. Если наступать на войне надо с троекратным превосходством в силах, то наступать на солонинскую монографию можно только с книгой троекратного объёма, а сейчас таких уже и не пишут почти (см., например, книгу номер четыре в сегодняшнем обозрении)
Но всём при этом книжка читается легко и интересная очень, всем интересующимся рекомендую.
Марк Солонин - 25 июня. Глупость или агрессия?
Эту книгу рекомендую тоже сразу, хотя тема тут не такая животрепещущая. А именно - отношения СССР и Финляндии, с упором, естественно, на войны 1939-1940 и 1941-1944 годов. Разумеется, автор стоит на непримиримо-антисоветской, "крайне реакционной" точке зрения, что Финляндия подверглась неспровоцированной, хищнической и беспощадной агрессии со стороны сталинского СССР, подверглась фактически двухкратно, и что только оголтело-русофобское нежелание народа Финляндии объединяться с советской Карело-Финской ССР помешало стране разделить судьбу Прибалтики.
Должен с грустью констатировать - эта книга производит тоже весьма правдоподобное впечатление; хотя и я субстрат для неё весьма благоприятный, в силу моего критического, скажем так, отношения к миролюбивой политике советского и прочих москвацентричных государств на многострадальной 1/6 части обитаемой суши.
Впрочем, книга снова-таки очень информативная в любом случае, и очень расширяет рамки обывательских знаний о финских войнах СССР.
Хайнц Шаффер - U-Boat 977
Шаффер - капитан подводной лодки ВМС нацистской Германии, которая вышла в море из Норвегии незадолго до краха гитлеровского государства и известие о капитуляции Рейха застало её в море. Не испытывая особенного оптимизма по поводу отношения к себе со стороны победителей, капитан и команда решили плыть... в Аргентину, о которой у них было как раз довольно романтическое представление. И они доплыли! 66 дней не осмеливаясь показаться из-под воды, в середине августа 1945 года они прибыли в страну вожделений.
Естественно, команду вместе с лодкой сразу передали американцам, а те вымотали Шаферу все кишки вопросом о том, не привёз ли он с этим рейсом заодно Гитлера в Аргентину. Вопрос этот настолько задолбал капитана, в конце концов вернувшегося в Германию, что он сел и накатал эти краткие мемуары, где он кратко рассказал историю своей службы и своего последнего и фантастического плавания. А потом взял и уехал к чёртовой матери в полюбившуюся Аргентину.
Интересная книга о немецких подводниках, но весьма отстойно переведена, да ещё с английского. Местами только знакомство с
немецким текстом Das Boot давало возможность без затруднений понять о чём собственно речь.
Виктор Пелевин - Прощальные Песни Политических Пигмеев Пиндостана.
Пелевин... Наверное, самый крупный из ныне живущих волшебников русского слова. Кто-то его не любит за то, что он так непохож на уютную русскую классику, кто-то его не любит за неумение писать большие вещи, кто-то не любит Пелевина из нонконформизма - но каждую его книгу мы ждём с нетерпением; нынешняя "П5" вообще была выпущена с интригующими предосторожностями, прямо как гаррипоттер какой-то.
Книга снова маленькая. Судя по всему, Пелевин и писать-то не любит; может, он и не писатель вовсе по своей натуре, но он потрясающе остр в своих наблюдениях, ассоциациях и двусмысленностях. Да, нет цельности повествования; да, нелепые сюжеты. Да Пелевин нелеп и нецелен, как сама эта постсоветская жизнь. И по-прежнему только Пелевину по силам сформулировать эпоху.
Ну вы поняли, Пелевин он и есть Пелевин - текст потрясающий. Жаль только, что ему влом по-настоящему писать.