Книга эта - недавний мегахит постсоветского книжного рынка, наверное, все слышали или даже читали. Contemporary Prose, ага. Решил прочитать и я - даже предполагая, что книга наверняка не шедевр (и вспоминая другой мегахит -
Духless) - дабы проникнуться "текущим моментом" русскоязычного культурного пространства.
Перво-наперво - книга бесхитростная. Автор берёт не столько писательским каким-то мастерством, сколько интересом к своей странной биографии - наполовину русский, наполовину азербаджанец, дезертировал из туркменской армии, убежал из родной Туркмении, хлебнул гостеприимства исторической родины России, сел там на два года за что-то, приехал в Москву с банкой килек в кармане, где в конце концов пристрял к московскому дискурсивно-гламурному молоху. Неприятное впечатление на этом этапе производит то, что автор, рассуждая о честности и нечестности, описывает, как он занимался бизнесом мошеннической или полужульнической направленности, эксплуатируя свои суггестивные способности. И успех его не оттого, что Москва какое-то волшебное место, нет; просто там люди с подвешенным языком, способные забить баки - имеют большое поле для деятельности и больше зарабатывают. Никакого чуда здесь нет.
Второе, что следует отметить, что также скорей всего подбавило масла в огонь массового интереса к книге - автор сам не русский, и, видимо, очень круто обжёгся о косный национализм, вращаясь в кругах отборных интеллектуалов в связи со своими "бизнесами". Полкниги наполнено русскими, клеймящими "чурок", а сам автор как от себя, так и от имени своих героев, пытается донести до читателя свою точку зрения, которая, в свою очередь, не отличается особой теплотой. "Это Родина моя, всех люблю да свете я", да. Дабы воздержаться от оценок, приведу на этом месте пример из жизни.
Начало второй половины 90х годов, второй где-то курс моего обучения в киевском Политехе. Ясное дело, что учился я за казённый счёт - на химика-технолога. Специальность с точки зрения студентов многочисленных ВУЗов "менеджмента и маркетинга" - порядочно лузерская и непопулярная. За счёт этих факторов у нас было чуть не половина группы не из Киева родом. Ну так вот, как-то вскользь упоминаю этот факт в разговоре с родителями. У отца сразу делается кислая физиономия, и он начинает задавать странные вопросы, с некоторой критичностью в голосе, в суть которых я сперва плохо врубаюсь, типа: "а какие у вас отношения с иногородними?" и чуть ли не: "зачем вы их обижаете?". А отношения между киевлянами и некиевлянами у нас были совершенно нормальные, ну то есть никто ни на чью прописку не смотрел, и я даже не представлял себе, что может быть иначе - оттого не понял, откуда такая постановка вопроса со стороны отца.
Дело же было вот в чём. Отец у меня русский, родом из г. Мичуринска Тамбовской области, приехал в своё время учиться в Москву в Московский институт инженеров транспорта, МИИТ. Так у них, у немосквичей, отношения с местными-городскими были хуже некуда. Москвичи держались особняком, и всех провинциалов называли "крестьянин". Не сильно-то приятно это. Такие у моего отца впечатления. Оттого, когда он от меня услышал, что у нас в группе такая прорва "некиевских", то заведомо заподозрил ту же ситуацию, что была у него в Москве, и решил внести вклад в "дружбу между народами". Был приятно удивлён, когда я его заверил, что ничего подобного у нас в КПИ ни на каком этапе обучения не имело места быть. Вот так.
Возвращаясь к книге... да, это какой-то срез жизни, что-то оттуда можно почерпнуть; но написано посредственно, малохудожественно. К тому же, автор ставит себя в позу морального авторитета, да ещё типа такого, что на голову выше окружающих интеллектом; а между тем до этого он, на мой взгляд, всё-таки не дотягивает.