Илья Муромец. Кому поставили памятник в Киеве?

Aug 07, 2018 16:28

Оригинал взят:
amp_amp  https://amp-amp.livejournal.com/203776.html
Илья Муромец. Кому поставили памятник в Киеве?


2 августа в Киеве был установлен памятник русскому былинному богатырю Илье Муромцу. Искренне поздравляю киевлян с этим знаменательным событием, всё-таки русский богатырь вполне заслуживает памятника. Но некоторые вопросы к украинцам у меня всё же возникли.
Во время открытия памятника наимудрейший мэр Киева Виталий Кличко произнес торжественную речь.



Хорошая речь, проникновенная. Но некоторые вещи остались непонятными. Кто пытается украсть историю у Виталия Кличко? И какую историю? Историю Ильи Муромца? И тут то и возникает мой вопрос к украинцам: а какому Илье Муромцу вы установили памятник?




Судя по надписи с достаточно чёткой датой (богатырь времен Киевской Руси XI - XII века) памятник установлен вполне реальному персонажу, силачу по прозванию «Чоботок», родом из села Карачарова близ Мурома, который действительно жил и скончался в Киеве в XII веке. Чоботок принял монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия и был причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец».

Илья «Чоботок» Муромец действительно считается возможным прототипом былинного богатыря Ильи Муромца. Но лишь возможным. Этому противоречит, например,  посол римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594-м году. В своих записях он сообщает о богатыре Илье Моровлине (Eliae Morоwlin), о котором «рассказывают много легенд» и который похоронен в Святой Софии, и Чоботке, похороненном в Киево-Печерской Лавре, как о разных людях.

Но, как всё же видим, украинские СМИ и многомудрый мэр Киева Кличко утверждают, что памятник установлен не Чоботку, а именно былинному богатырю, который, по их словам, родился под русским городом Черниговом. Ну что ж, есть и такая версия.

Илья Муромец (Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян) по одной из версий родился не в муромском селе Карачарово, а в городе Моровийск на Черниговщине. Не буду гадать, какая версия является более достоверной, споры по этому поводу не утихают. Имеются даже такие экзотические, как Илья-с-Мурмана, Илья-с-Моравии и Илья-норманин (с Нормандии). В любом случае вполне очевидно, что памятник в Киеве установлен именно герою русских былин Илье Муромцу, защитнику Земли Русской.

И тут стоит вспомнить, что все былины, включая и посвященные Илье Муромцу, записаны не где-нибудь, а исключительно в России. Вот, что пишет по этому поводу один из наиболее авторитетных знатоков русского фольклора Всеволод Федорович Миллер.

Вполне установленным до́лжно признать тот факт, что былины были доселе записываемы исключительно в великорусских губерниях. Ни в малорусских, ни в белорусских губерниях они не встречались, хотя в поисках не было недостатка. Вспомним, какое внимание было обращено на собирание и издание памятников малорусского народного творчества Цертелевым, Максимовичем, Срезневским, Бодянским, Лукашевичем,Метлинским, Костомаровым, Кулишем, в 30-х, 40-х, 50-х годах, даже с 60-х годов Киевским отделом Императорского Русского Географического общества, известной этнографическо-статистической экспедицией в Западнорусский край (с Чубинским во главе), затем Антоновичем, Драгомановым, Рудченком, Житецким и многими другими этнографами, - но все поиски былин в пределах малорусского племени остаются до сих пор бесплодными. Были, правда, кое-где записываемы сказки об Илье Муромце, которые не свободны от подозрения в великорусском или, быть может, лубочном происхождении; встречаются думы об Алексии Поповиче, не имеющем ничего общего (кроме имени) с былинным богатырем, попадаются колядки с именами Журилы (Чурилы), князя Романа, легенды о Михайлике, представляющие некоторое отношение к великорусской былине о Михаиле Даниловиче, но настоящих былин доселе не удалось записать ни одному этнографу.

Миллер В.Ф. Очерки русской словесности
Вот так. Русских былин украинцы просто не помнят. Не берусь гадать, почему это случилось. Причины выдвигаются самые разные. Одни исследователи считают, что это результат полного замещения местного русского населения пришлым, т.е. чужим, не знающим бытовавшего ранее фольклора. Другие говорят о бедах и вражеских нашествиях, которые вышибли память аборигенам. Речь не об этом.

Еще один знаток и исследователь былин Веселовский А.Н. также отмечает, что хоть былины на территории Малой Руси и забыты, но память о русских временах исчезла не совсем. И тот же Илья Муромец (Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян) всё же им знаком. Пусть не по былинам, но по сказкам. Но есть одно но. Привожу ещё одну цитату Миллера В.Ф., посвященную малорусским сказкам об Илье Муромце.

Крайне скудны и спутаны сказки малорусские, из которых одна уснащена мотивами сказки о Еруслане (волынская), другая содержит лишь змееборство, третья - Илью-разбойника, спасающегося покаянием. Придавать какое бы то ни было значение малорусским сказкам в вопросе о южном происхождении Ильи нет возможности.

Миллер В.Ф. Очерки русской словесности
Да, действительно, Илья Муромец, герой малорусских сказок, несколько отличается от Ильи Муромца, героя русских былин и защитника Земли Русской. Из пятнадцати великорусских былинных подвигов Ильи Муромца, на Украине известны лишь только три, да и то очень своеобразные. Малорусский Илья Муромец, как герой русских былин Еруслан Лазаревич, любвеобилен, но, в отличие от него, ещё и склонен к криминалу.

Приведу цитату ещё одного исследователя малорусского фольклора Каллаша В.В. из его статьи в журнале «Этнографическое обозрение» за 1889 год.




Так вот, киевляне, мой вопрос. Вы кому поставили памятник в Киеве? Преподобному Илье «Чоботку» из Мурома, герою малорусских сказок любвеобильному бандиту Илье Моровлину или герою великорусских былин защитнику Земли Русской Илье Муромцу? И кто, что у кого украл?

И кстати, а почему вы не поставите памятник ещё одному былинному русскому богатырю Михаилу Игнатьевичу, который в ваших сказках сохранился под именем "лыцаря Мыхайлыка"? Он же тоже был защитником Киева и Земли Русской.


Киев, история, Русь, былина, Украдина

Previous post Next post
Up