Вклад императора Николая II в победу в Великой Отечественной Войне. Линкоры и Транссиб

May 10, 2018 09:53

Оригинал записи matveychev_oleg (
matveychev_oleg) https://matveychev-oleg.livejournal.com/7101902.html



Продолжаем знакомиться с уникальными малоизвестными и неизвестными фактами времени правления императора Николая II.

В данной лекции пойдёт речь о личном вкладе императора Николая II в победу в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Это, казалось бы, парадоксальное утверждение о том, что в победе в Великой Отечественной войне есть личный вклад последнего Императора, подтверждается фактами и имеет под собой веские основания.

Вот несколько фактов:



image Click to view



Автор лекции: Г.Л. Павлова.

Факт № 1. Царские линкоры защитили Ленинград и Севастополь

Из фильма «Романовы. Царское дело. Фильм 5»:

«После русско-японской войны балтийский флот, казалось, перестал существовать. И в это мрачное для моряков время Государь начал вплотную заниматься флотом. Как бы защищая его от нападок прессы, он стал чаще надевать морскую форму, чаще посещать корабли и верфи. И за несколько лет флот был заново отстроен».

В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки броненосцев нового типа - линейных кораблей.



Линкор «Севастополь»

Из фильма «История линкоров СССР»:

«Линкор - сокращение от словосочетания «линейный корабль». Так в России в 1907 году в память о парусных линейных кораблях 19 века назвали новый тип судов. Линкоры начали строить, исходя из опыта русско-японской войны 1904 года. Новые корабли должны были обладать мощным артиллерийским вооружением, высокой скоростью хода и повышенной боевой живучестью за счёт сильного бронирования. К тому времени подобные корабли уже начала строить Великобритания. Первый из них получил название «дредноут», и это имя стало нарицательным для всех линкоров».

Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь - от известных иностранных судостроительных заводов.

В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырёх вариантов судостроительной программы, разработанной морским Адмиралтейством. Ееё целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава.

Российская империя с 1909 по 1914 гг. построила 7 линейных кораблей. Тип «Севастополь» (4 ед.) строился на Балтийском заводе, тип «Императрица Мария» (3 ед.) - в Николаеве.

Из фильма «История линкоров СССР»:

«16 июня 1911 года в торжественной обстановке был спущен на воду «Севастополь», первый российский линкор - головной корабль из 4-х балтийских дредноутов. Через 3 года, когда уже бушевал пожар Первой мировой войны, линкоры «Севастополь, «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» были приняты на вооружение.

В ходе гражданской войны линкоры переименовали. «Севастополь» получил имя «Парижская коммуна», «Петропавловск» - «Марат», а линкор «Гангут» стал называться «Октябрьская революция».

Советский Союз собирался построить, но так и не построил ни одного линкора. Поэтому Ленинград и Севастополь во время Великой Отечественной Войны защищали царские линкоры.

Из фильма «Ложь Матильды. Оболганный Государь»:

Из интервью с Василием Бойко-Великим:

«Жители Санкт-Петербурга, которые интересуются своим городом, знают, что немцы остановились во время Второй мировой войны на равнине перед Ленинградом. Никаких рубежей, которые могли бы остановить немцев, не было. Не было речки, оврага, возвышенности. Пулковские высоты немцы взяли.

Непонятно, что их остановило на этой равнине после Пулковских высот до Ленинграда. Загадка такая… Ну, понятно, что Жуков приехал, великий наш полководец, понятно, что отступать было некуда. Но можно было отступить ещё километр, два километра - голая степь.

Выясняется… что немцы остановились ровно по той линии, которую достигала крупнокалиберная артиллерия царских линкоров.

Царские линкоры, созданные по программе царя Николая II, вошли в Неву, встали на якоря и своей артиллерией били по наступающим немцам и ровно до того момента, как снаряды достигали немецких позиций, ровно там они остановились, дальше они не смогли пройти».

Из фильма «История линкорного флота России»:

«План молниеносной войны «Барбаросса» не предусматривал морских сражений. Гитлер рассчитывал минами запереть красный флот в портах и уничтожить корабли авиацией, а базы флота захватить ударами с суши.

Но под Севастополем, под Ленинградом, под Мурманском молнии блицкрига замерли.

Когда не осталось ни танков, ни самолётов, у наземных войск появилась надежная опора, бог войны - артиллерия. Но это были особые орудия.

Лето 1941 года. Противник стремится овладеть островом Ханко, запирающим вход в Финский Залив, но натиск остановлен тяжёлыми орудиями 9-й батареи на платформах ТМ-3-12. Это были поднятые из-под воды орудия линкора «Императрица Мария».

В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

Из фильма «История линкорного флота России»:

Леонид Амирханов, историк фортификации и флота:

«Здесь рядом с фортом располагался малый кронштадтский рейд, на котором базировались наши линкоры, знаменитые российские дредноуты, которые, правда, надо сказать, представляли собой, да простят меня моряки, самые настоящие плавучие батареи.

Они были построены для Балтики, но Балтика была тесна для них, поэтому, к сожалению, статистика подтверждает, 90 с лишним процентов своих стрельб эти линкоры сделали по береговым позициям, причём, первые выстрелы были сделаны в гражданскую войну, по форту «Красная горка».

В дальнейшем эти линкоры принимали активное участие в обороне Ленинграда, и о чем уже говорилось, именно линкоры и береговая артиллерия спасли Ленинград в годы блокады».



Линкор «Марат» (бывший «Петропавловск»)

Из фильма «История линкоров СССР»:

«12 сентября 1941 года. Немецкие войска начали генеральный штурм Ленинграда.

Положение города, как никогда, критическое. Все советские корабли и форты открыли огонь, не считаясь с расходом боеприпасов.

Среди канонады выделяется гром выстрелов орудий главного калибра линкоров «Марат» и «Октябрьская революция». Снаряды весом полтонны накрывали позиции противника в радиусе до 30 км.

Не менее тяжёлая ситуация складывалась и в Крыму. Враг стремился захватить главную базу Черноморского флота - Севастополь. Здесь на защиту города встал линкор «Парижская коммуна». Зимой 41-го черноморцы не пустили врага в Севастополь».

Из фильма «Ложь Матильды. Оболганный Государь»:

Из интервью с Василием Бойко-Великим:

«Там, конечно было несколько факторов, но это один из решающих факторов. Была ещё артиллерия дальнобойная Кронштадтских фортов, была там береговая артиллерия военно-морская.

Всё это создано трудами, и по благословению, и по заботе Императора Николая Александровича. Он лично курировал программу развития флота и флотской артиллерии.

Поэтому во многом тому, что Ленинград (Санкт-Петербург) не был занят немцами во Второй мировой войне, мы обязаны тоже императору Николаю Александровичу. И таких моментов можно очень много перечислять».

Из фильма «История линкоров СССР»:
«Мощная артиллерия этих кораблей наносила ощутимый урон немецким сухопутным силам и помогла не пустить врага сначала в Ленинград, а затем надолго задержала его в ходе героической осады Севастополя.

Дмитрий Стогний, сотрудник музея «30-я батарея»:

«Вот они, те самые 12-дюймовые орудия линкоров-дредноутов российского императорского флота. Здесь крайний правый ствол принадлежал черноморскому линкору «Императрица Екатерина Великая», изготовлен в 1914 году, а два других - с балтийского линкора «Гангут», изготовлены в 1916 и 1917 годах.

Снятые с них башни главного калибра до конца века охраняли Ленинград, Севастополь, Владивосток, а легендарная 30-я батарея несёт службу до сих пор.

Орудия делал Обуховский сталелитейный завод в Санкт-Петербурге. Несмотря на почтенный возраст, практически 90-летний возраст, эти орудия и по сей день служат российскому военно-морскому флоту и, видимо, послужат ещё долгие годы».



Столетний корабль «Волхов», спасатель подводных лодок, в составе российского ВМФ служит до сих пор

Из фильма «Государь-Император Николай II. Опережая время»:

Андрей Борисюк, историк:

«Весь линейный флот Советского Союза на сто процентов был представлен линкорами николаевского времени. Техника Николая II опережала время не просто на десятилетия, а, можно сказать, что и на века. Например, до сих пор в составе военно-морского флота на Чёрном море несёт боевую службу корабль «Волхов», спасатель подводных лодок, построенный при Николае II. Он до сих пор осуществляет настоящие боевые выходы, боевое дежурство».

Факт № 2. Романов-на-Мурмане и мурманская железная дорога защитили русский Север

Вы помните повесть Б. Васильева. «А зори здесь тихие»? Вы помните, что защищали девушки? А защищали они Кировскую железную дорогу, которая была архиважным стратегическим объектом. При Николае II она называлась Мурманской.



Строительство Мурманской железной дороги

Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»:

«1 августа 1914 года Германия объявила войну России. С этого момента тихая жизнь Кольского Севера заканчивается.

Уже осенью того же года начинается строительство нового российского порта для приема кораблей союзных войск Англии, Франции и Америки.

А на прибрежных сопках вырастают промышленные помещения и жилые дома нового города, который затем получит высокое имя: Романов-на-Мурмане.

Для организации обороны от внешних врагов была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, в её состав вошли такие корабли, как миноносец «Грозный» и «Властный», крейсер «Варяг» и линкор «Честный».

В далёком 1916 году, когда Россия вела тяжёлые бои с Германией, в торжественной обстановке состоялась церемония основания нового города. В этот день, 4 октября по новому стилю, на холме, где сейчас находится Дом культуры им. Кирова, была заложена памятная доска в основание нового Храма Святителя Николая Чудотворца.

Одновременно с закладкой города и порта уже завешалось строительство Мурманской железной дороги».




Необходимость строительства Мурманской железной дороги стала особенно острой в годы Первой мировой войны.

Стратегическая цель строительства - соединить Петроград с незамерзающим портом Мурманска для транзита грузов с военной техникой и продовольствием от союзников.

В декабре 1914 года было создано Строительное управление Мурманской железной дороги.

Решающее слово в утверждении маршрута принадлежало Николаю II. Из трёх предложенных вариантов император выбрал маршрут от Петрозаводска, добавив от себя: «Конечно, этот вариант лучший».

Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»:

«Задумайтесь: в январе 1915 года император Николай II утвердил ассигнование средств на строительство железной дороги в размере 330 млн. царских рублей, а к ноябрю 1916 года дорога была уже полностью завершена.

О том значении, которое придавал этому городу и Мурманской железной дороге Император, говорят столь значительные средства, выделенные на это строительство. И всё это в условиях тяжёлой Первой мировой войны.

На разных этапах строительства было задействовано более 170 тыс. человек: 100 тысяч рабочих из губерний Российской империи, 5,5 тысяч рабочих из Финляндии, 40 тысяч военнопленных, преимущественно венгров, австрийцев и немцев, 10 тысяч завербованных китайцев и даже 500 рабочих из Канады, около 2-х тысяч солдат железнодорожного батальона.

Путь протяжённостью более чем 1000 км от Петрозаводска до Кольского залива предстояло проложить в самые сжатые сроки и в кране сложных условиях, в почти безлюдной местности, в отрыве от баз снабжения, поскольку на всём протяжении пути от Петрозаводска до Колы не было ни одного населённого пункта.

И всё-таки, несмотря на все эти трудности, уже 23 апреля 1916 года на участке Мурман - Кандалакша открылось сквозное движение, а вся дорога от Петрозаводска до Мурмана была принята в эксплуатацию в ноябре 1916 года. Дорога, в народе её называли Мурманкой, была построена всего за 1 год и 6 месяцев. И это - без всяких ужасов репрессий, спецпереселенцев, десятков тысяч загубленных душ. Вот какой силой обладала «прогнившая» царская Россия.

Мировая история строительства железных дорог не знала подобных примеров.

К большому сожалению, наш город стал последним городом Российской империи. Германия с помощью большевиков, совершивших государственный переворот, разгромила русскую армию. Унизительный «Брестский мир» подписывала уже Советская Россия. А в 1918 году большевики вообще открыто вели переговоры с Германией о передаче всего Кольского полуострова этой стране с целью их контроля над Северными морями и Арктикой».



Строительство Мурманской железной дороги

Мурманская магистраль не смогла быть использована в Первой мировой воне, а во время Великой Отечественной войны эта железная дорога, которую в советское время назвали Кировской, связывала Европейский Север нашей страны с Мурманским портом, через который поддерживалась связь с союзниками. Именно сюда приходили техника, вооружение и продовольствие по ленд-лизу.

В сложнейших природно-климатических условиях (дорога проходила по болотам), на расстоянии, близком к линии фронта, под непрерывными бомбёжками и обстрелом диверсионных групп противника, через Кировскую железную дорогу осуществлялось снабжение армий Карельского фронта.

За годы войны по железнодорожным путям были переброшены сотни тысяч солдат и офицеров, осуществлены поставки продовольствия, медикаментов и вооружения на фронт, а также эвакуировано население и материально-техническая база в тыл. А в блокадный Ленинград были отправлены несколько эшелонов с рыбой.

Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»:

«Если Пётр I прорубил только окно в Европу, то Николай II распахнул для России широкие ворота в Арктику, чем до сих пор мы и владеем.

Романов-на-Мурмане и железная дорога к нему строились нашим Царём на века как форпост Российского государства.

Теперь, с высоты прожитых лет, мы можем твёрдо сказать, что наш Государь Николай II в смутное время для страны думал не о себе, а о России, то есть о нас с вами».

Факт № 3. 35-я батарея - последний оплот героической обороны Севастополя

Оборонительные сооружения «35 батарея» в Севастополе - одно из самых значимых артиллерийских укреплений Великой Отечественной войны.

Это место, которое является одним из самых святых для жителей Севастополя, место, которое в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны города для оставшихся 80 тысяч его защитников.

Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»:

«Мыс Херсонес. Сюда, к 35-й береговой батарее в последний день июня 1942 года стекаются защитники города. Сорокаметровый уступ нависает над морем. Может быть, именно здесь началась история «Заветного камня»?

Раиса Степановна Холодняк, участница обороны Севастополя:

«Стрелять уже больше нечем, отбиваться нечем. Ночью спустились по этому спуску пологому под скалы батареи. Поползла я к одному, а у него нога перевязана:

- Давайте я вам помогу перебраться в безопасное место!.

Он на меня посмотрел:

- Где ж ты тут такое нашла, безопасное место? Ты видишь, у меня патроны есть, гранаты, видишь, есть, и с этого места я никуда не уйду».



35-я батарея, центральный вход. В наши дни

Решение о строительстве укреплений на полуострове Херсонес было принято императором Николаем II 21 мая 1911 года, для чего была выделена сумма в 8 млн. рублей.

Причиной, по которой было принято решение о возведении хорошо укреплённых береговых батарей под Севастополем, послужил провал обороны крепости Порт-Артур во времена русско-японской войны.

По плану здесь должно было быть размещено две мощных батареи со сверхкрупным калибром с северного и южного флангов.

Возведение фортификационных сооружений началось в 1912 году.

Колоссальное сооружение, уходящее в землю на 27 метров, могло выдержать попадание трёх 2-тонных авиабомб в одну точку и было защищено от проникновения всех видов отравляющих веществ.

Для сооружения 35-й батареи потребовалось больше бетона, чем для строительства ДнепроГЭС.

Две орудийные башни, изготовленные в 1914-1916 гг. на Обуховском заводе были оснащены четырьмя 305-мм орудиями.

Батарея могла удерживать круговую оборону, зона обстрела суши достигала на севере Бахчисарая, на юге - Симеиза.

Приборы управления стрельбой находились на глубине 25 метров.

жд, война, Поклонская, Питер, промышленность, Россия, Николай II, флот

Previous post Next post
Up