Оригинал взят
https://vitroshop.livejournal.com/57113.htmlЗахотелось в выходные на воздух, посмотреть на потускневшее осеннее золото. Так и выбрались в Кронштадт.
А в Кронштадте из главных достопримечательностей - собор и набережная, там и гуляли.
Прошло уже 4 года с момента завершения реставрации собора, но я впервые увидела его во всем его новом великолепии. Выглядит он, действительно, с иголочки. Затейливая лепнина, яркие мозаики, чугунное литье - все производит впечатление подлинности, и отчасти подлинным и является. Раньше в музее был музей, и благодаря этому многое сохранилось. Если найду время и силы, покажу в ЖЖ фотографии собора из его "старой жизни", до реставрации.
Нет нужды рассказывать историю собора, она опубликована многократно в разных заслуживающих доверия источниках. Скажу только, что построен храм в духе византийской архитектуры, но, поскольку время было - начало ХХ века - то эта историческая реминисценция оказалась облагорожена множеством деталей в стиле модерн, который тогда только начал отцветать в России. И Именно эти детали меня и привлекают больше всего.
Обращает на себя внимание большое число совершенно оригинальных светильников. Надо думать, что выполнены они по историческим источникам. Даже если это и не так - они здесь вполне уместны.
Храм внутри поразил меня: во-первых здесь было много очень тихой и почти незаметной охраны, во-вторых, всем разрешали фотографировать. Ни сумасшедшие старушки, ни люди в форме не накидывались на туристов, которые тут занимались своим туристическим делом, беззаботно фотографирую друг друга в разных позах прямо на фоне идущей службы.
В-третьих, и это главное - храм поразил своим внутренним пространством: огромное, светлое, стильное, несмотря на свои масштабы очень соразмерное человеку. Мы много исколесили по свету, и перевидали самой разной архитектуры, и я могу с уверенностью сказать, что этот храм - один из достойнейших образцов крестовокупольной церкви в духе византийского зодчества.
Много позолоты, отражающей и дробящей свет от осветительных приборов и витражей.
Барабаны куполов, как и положено, изрезаны у основания многочисленными окошками, которые так хорошо освещают живопись в центре куполов.
В образах иконостаса узнаются черты религиозной живописи начала ХХ века, выполненной лучшими художниками того времени: В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, М. А. Врубелем.
Ярко и жизнерадостно расписаны своды.
Узоры и мотивы на полах - лаконичны и затейливы.
Птицы, рыбы, кораблики, орнаменты - отсылают нас к древнерусским образцам настенной живописи и к мотивам из народного искусства.
Вентиляционная (?) решетка с изображением кораблей.
А это - отопительная батарея, несомненно оставшаяся от обустройства храма в самом начале его существования. Я проверила - батарея грелась! Она функционирует.
Ну и, конечно, я не могла обойти своим вниманием витражи. Те самые витражи, которые были уничтожены неизвестно когда и воссозданы петербургскими художниками под руководством Сергея Яковлева по мутным полурасплывшимся черно-белым архивным фотографиям. Я писала об этом
на портале "Витражи в России".
Это окно над западным входом с изображением Деисуса.
Этот витраж находится в первом этаже, перед ним висит лампада, и воспринимается он не как окно, а как икона. Что в помещении за витражом - мне осталось неизвестно. Без подсветки витраж, конечно, проигрывает своим эффектным "братьям", установленным на большой высоте.
Круглые витражи на северном и южном фасаде собора были в момент создания самыми крупными витражами в России. Площадь каждого из них - 52 кв.м. Витражи установлены в подлинные металлические рамы. Они грандиозны, и надо думать коллектив создателей приложил много усилий для их воссоздания и монтажа. Хоть и поздновато выражать восторги, дело уже прошлое, но не могу не сказать: "Поздравляю! Прекрасная работа, и замечательно хорошее дело сделали"!
А в храме тем временем шла служба. Нарядные священнослужители делали свое дело, туристы фотографировали друг друга, дети шалили, старушки крестились. Собор не выглядел новоделом, как часто бывает после реставраций, он выглядел свежо и достойно, как будто и не было долгих лет разрухи и темноты.