Об украинских крестьянах, шляхте и погромах евреев.

Apr 09, 2016 14:16

Оригинал взят у kssernik в Об украинских крестьянах, шляхте и погромах евреев.
Все проблемы как правило имеют исторические истоки. Не бывает по мановению из забитой, тёмной  народной массы цивилизованной Цэ Европы.  Пример - Румыния. Как была Румыния всегда отсталой, так и осталась сейчас.  Чем была Украина, в сравнении с её нынешней мечтой - Польшей? Собственно Украина не что иное как часть Польши, а точнее - её колония.  Свидетельства - пожалуйста. "История евреев России". Кандель. Прежде всего Канделя конечно интересует положение евреев. Но из его исторической хроники видно, что украинцы - которые тогда назывались православными, были на положении рабов у польской шляхты.  Это к вопросу пропагандируемого в нацистской Украине вранья, что  исторически украинцы  "нерабы". Это пятикратно рабы. То у ордынцев, то у литовцев, то у поляков, то у татар.


1

В первой половине семнадцатого века подходил к концу "золотой период" польского и литовского еврейства. У королей уже не было полноты власти‚ духовенство могло диктовать свои условия, да и мещане добивались от сеймов новых ограничений против евреев. В конце шестнадцатого века им запретили жить в Витебске‚ в начале семнадцатого - в Киеве. В королевской грамоте было сказано: "Чтобы место пограничное не жидами‚ но людьми украинскими купеческими расширялось и множилось... ни один жид в городе Киеве чтобы не жил‚ дворов для жительства не покупал и не строил‚ и чтобы ни одного жида никто в городе Киеве к себе не принимал... и квартирою стоять у себя жиду не позволял". Если не удавалось изгнать евреев из города‚ начинались погромы‚ избиения - испытанные средства в борьбе с конкурентами.

В первой половине семнадцатого века прошли погромы в Вильно‚ Бресте‚ Кракове‚ Люблине‚ Перемышле; ритуальные процессы - в Ленчице‚ Сандомире‚ Сельце‚ Сохачеве‚ Бохне‚ Перемышле‚ Кракове‚ Люблине. Всё начиналось с антисемитской агитации‚ а заканчивалось выступлением мещан против еврейских купцов и ремесленников. Польско-литовское еврейство поневоле шло на уступки, подписывало невыгодные для себя договоры с магистратами городов‚ которые урезали права в торговле и ремеслах, - это не ослабляло ненависти населения. Некий писарь Ян Кмита писал в подстрекательской книжке "Ворон в золотой клетке‚ или жиды в свободной Короне Польской": "Никто не живет в таком довольстве‚ как еврей в Польше: у еврея на обед всегда есть жирный гусь‚ жирные куры‚ а убогий католик макает кусок хлеба в слезы‚ которые льются из его глаз".

К тому времени шляхта и крупные магнаты уже использовали польских евреев для заселения украинских земель. До четырнадцатого века на Украине правили удельные русские князья‚ а затем ее территория отошла к Литве. Население преимущественно состояло из православных крестьян‚ которые жили на просторных и плодородных землях‚ вдалеке от центральной власти‚ и были воспитаны в духе вольностей. Великий князь Литовский раздавал земли своим приближенным‚ но они не притесняли крестьян‚ потому что те могли в любой момент сняться с одного места и перейти на другое. Земли тогда было много‚ населения мало‚ и владельцы земель были рады тому‚ что крестьяне уделяли им часть своих продуктов. В остальном никто не вмешивался в их жизнь, не посягал на свободу.

По Люблинской унии 1569 года Польша и Литва образовали единое государство Речь Посполита, господство которой распространилось на Южную Русь - территории Киевского‚ Брацлавского, Волынского воеводств. Сразу же изменились условия жизни. Земля перестала принадлежать тем‚ кто ее обрабатывал‚ стала собственностью землевладельцев. Короли дарили своим сановникам обширные поместья на плодородных землях по обеим сторонам Днепра‚ и колонизация Украины пошла быстрыми темпами. На ее просторах с огромными природными богатствами возникли имения князей и шляхты‚ вырастали города‚ местечки; зерно с украинских полей отправляли в Центральную и Западную Европу.

Паны привлекали поселенцев‚ обещая на первых порах свободу от повинностей и платежей; крестьяне‚ соблазненные льготами‚ дали привязать себя к земле и постепенно превратились в холопов‚ работавших на панов. Владения польских магнатов на земле Украины размещались на гигантских территориях; они включали в свой состав десятки городов и сотни деревень с сотнями тысяч крестьян, которые платили аренду своему хозяину, безвозмездно оказывали ему всевозможные услуги.

Среди колонистов появились и евреи. В городах Польши и Литвы‚ в перенаселенных еврейских кварталах‚ под постоянным враждебным давлением мещан и духовенства было трудно‚ неуютно и опасно порой существовать‚ а на украинских просторах они могли применить на деле свои знания‚ опыт и деловые качества. Новые помещики жили в больших городах и не занимались хозяйством. Они охотно сдавали в аренду свои имения - польским шляхтичам, украинским мещанам, евреям; королевские старосты предоставляли им право собирания налогов‚ пошлин и крестьянских повинностей.

Евреи не владели землей, а потому шли в арендаторы, чтобы заработать на жизнь; в начале семнадцатого века около половины королевских и шляхетских земель на Украине арендовали евреи. В их руках сосредоточились и различные промыслы: производство селитры и поташа‚ ловля рыбы и дичи, питейное дело; они брали в аренду корчмы‚ молочное хозяйство и мельницы. Разрослись общины в Луцке‚ Владимире-Волынском‚ Ковеле‚ Остроге‚ Баре‚ Брацлаве‚ Виннице‚ Немирове‚ Тульчине. Появились новые общины в Белой Церкви‚ Богуславе‚ Переяславе‚ Чернигове и в других городах.

Кардинал Коммендони‚ путешествуя по тем краям‚ оставил описание быта евреев: "Они не перебиваются здесь постыдными заработками‚ ростовщичеством и исполнением всевозможных поручений.‚ хотя и не отказываются от такого рода прибыли; владеют землей‚ занимаются торговлей и посвящают себя даже изучению изящной словесности‚ медицины и астрологии… Они довольно состоятельны и не только принадлежат к числу уважаемых людей‚ но часто даже имеют таковых под своей властью. Они не носят никакого знака‚ отличающего их от христиан. Им разрешается даже носить саблю и быть вооруженными. Наконец‚ они пользуются правами прочих граждан". Но даже в то время на Украине было немало еврейской бедноты, потому что арендаторы почти весь заработок отдавали помещикам. Местные власти докладывали начальству: многие евреи не в состоянии платить налоги и "сами себя содержать не могут".

К середине семнадцатого века уже определились те обстоятельства‚ которые привели к страшной катастрофе. Паны были католиками‚ крестьяне - православными. Православие считалось у католиков "хлопскою верою"‚ его старались уничтожить путем насильственных церковных уний. На крестьян паны смотрели как на низшую расу; они даром обрабатывали панскую землю, платили множество податей - за пастбища‚ мельницы‚ рыбную ловлю‚ за каждый улей и за каждого вола. "Владелец или королевский староста не только отнимает у бедного холопа всё‚ что он зарабатывает‚ - писал иезуит Скарга‚ - но и убивает его самого‚ когда захочет и как захочет‚ и никто не скажет ему за это дурного слова".

Антагонизм был чудовищным‚ ничего общего не было у угнетаемого с угнетателем - ни веры‚ ни языка, ни обычаев. Ничто не могло смягчить отношения между паном и холопом‚ между католиком и православным‚ между поляком и украинцем. Но пан обычно был далеко‚ а непосредственно крестьяне сталкивались с евреем-арендатором. Формально он становился на место пана‚ в известной мере он получал ту власть над крестьянином‚ которая принадлежала землевладельцу‚ и должен был - по поручению пана - извлекать из крестьянина максимальный доход. Как писал поляк‚ "мы сами (шляхта) обдирали крестьян только еврейскими когтями". Поэтому ненависть крестьянина была против пана - ляха и католика и против арендатора-еврея, чуждого ему "нехристя".

Впоследствии евреям приписывали самые невероятные злоупотребления против православного крестьянства‚ вплоть до того‚ что польские помещики будто бы отдавали в аренду православные сельские церкви‚ и потому украинцы должны были платить арендаторам-евреям за право крестить своих детей‚ венчать новобрачных, отпевать покойников. В действительности нет ни одного документального подтверждения‚ что евреи арендовали церкви‚ и лишь поздние историки‚ знакомые по преданиям с теми временами‚ повествуют об этом. Но крестьяне не разбирались в том‚ кто больше виноват в их угнетении‚ а кто меньше. Украина взбунтовалась‚ и евреев истребляли наравне с ненавистными народу панами. Историк С. Дубнов писал: "Евреи попали между молотом и наковальней, между господином и рабом, поляком и русским. На почве, насыщенной вулканическими силами, столкнулись три класса, три религии, три нации, и катастрофа оказалась неминуемой"
На еврейских кладбищах появилось немало новых захоронений, и не с того ли времени - надписи на могильных камнях: "Гибель следует за гибелью…", "Пало дерево в полном соку‚ срублено без почестей от рук злодея...", "Да поднимется к Небесам его вопль...", "Да отомстит Всевышний за их кровь..."

Позднее так называемые "еврейские погромы  в России" - это Украина, Белоруссия, Молдавия и Литва.
Это вообще не Россия. Это по большей части - территория хвалёного Княжества Литовского и Речи Посполитой,.
Погромы там были ещё до вхождения этих земель в Россию


Выхода не было нигде. Из Центральной Европы евреи бежали в Польшу - от ужасов крестовых походов‚ преследований времен "черной смерти" и ритуальных наветов. Из Польши они пришли на Украину - под давлением мещан и духовенства‚ которые вытесняли их из городов. Везде чужие‚ везде принимаемые для королевской и панской выгоды‚ притесняемые и истребляемые в периоды народных волнений. Так это случилось и на Украине. 1648 год. Восстание казаков во главе с Богданом Хмельницким‚ которого евреи называли "Хмель-злодей, да будет стёрто его имя".

2

Центром крестьянской вольницы была казацкая республика Сечь‚ в степях‚ за днепровскими порогами. Туда убегали крестьяне‚ которые не дали себя закабалить и привязать к земле‚ там они объединялись в дружины‚ во главе которых стояли атаманы. Вольные казацкие полки отражали набеги татар из Крымского ханства‚ а польское правительство пыталось организовать из них пограничное войско‚ что не всегда получалось. Это было полувоенное‚ полукрестьянское сословие‚ которое не желало подчиняться кому бы то ни было; в определенный момент оно выступило‚ чтобы освободить Украину от власти ”ляхов и жидов”.

В 1630 году восстали казаки во главе с неким Тарасом, и в еврейских источниках отметили: "На Украине, за Днепром, была в это время война, и многие евреи там убиты". В 1637 году казацкий атаман Павлюк пошел из Запорожья в Полтавщину и поднял крестьян против панов и евреев. "Повелеваем вам и убеждаем вас‚ - призывал он народ‚ - чтобы вы единодушно‚ от мала и до велика‚ покинувши все свои занятия‚ немедленно собрались ко мне". В Лохвице казаки убили около 50 евреев, сожгли город Лубны "вместе с крепостью, монастырем и церковью бернардинцев, а горстку защитников - дворян и евреев - убили".

Бунт подавили польские войска‚ Павлюка казнили‚ дороги уставили трупами посаженных на колы холопов. Права и вольности казаков ограничили‚ многих из них прикрепили к земле и обязали работать на панов‚ а за малейшее сопротивление беспощадно наказывали. "И мучительство фараоново‚ - записано в малороссийской летописи‚ - ничего не значит против их тиранства. Ляхи детей в котлах варили‚ женщинам выдавливали груди деревом и творили иные неисповедимые мучительства". Эти репрессии еще больше озлобили крестьян‚ нужен был только повод для всеобщего народного восстания.

Весной 1648 года казацкий сотник Богдан Хмельницкий заручился поддержкой крымских татар‚ собрал запорожских казаков‚ которые провозгласили его атаманом‚ и двинулся на поляков. Совместное казацко-татарское войско победило поляков при Желтых Водах и у Корсуни‚ и восстание охватило восточное Приднепровье. Отряды крестьян‚ горожан и казаков под предводительством атаманов Кривоноса‚ Гани‚ Морозенко‚ Тимофея Хмельницкого‚ старшего сына Богдана‚ громили польские поместья‚ убивали без пощады католиков и евреев‚ уничтожали костелы и синагоги. Даже "православные ремесленники и торговцы‚ гибли за то единственно‚ что носили польское платье‚ и не один щеголь заплатил жизнью за то‚ что по польскому обычаю подбривал себе голову".

Евреи были для восставших польскими ставленниками‚ и расправы сопровождались чудовищными зверствами. Еврейский летописец Натан Ганновер свидетельствовал: "С одних сдирали кожу заживо‚ а тело кидали собакам; другим наносили тяжелые раны‚ бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах… Грудных младенцев резали на руках матерей‚ а многих рубили на куски, как рыбу. Беременным женщинам распарывали животы‚ вынимали плод и хлестали им по лицу матери‚ а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и обрубали им руки‚ чтобы не могли вытащить кошку. Иных детей прокалывали пикой‚ жарили на огне и подносили матерям‚ чтобы отведали их мяса. Иногда сваливали кучи еврейских детей и делали из них переправы через речки... Татары же брали евреев в плен; жен насиловали на глазах их мужей‚ а красивых забирали в слуги или наложницы. Подобные жестокости творили повсюду‚ также над поляками‚ в особенности над их ксендзами".

Русский историк девятнадцатого века Н. Костомаров: "Самое ужасное остервенение показывал народ к иудеям: они осуждены были на конечное истребление‚ и всякая жалость к ним считалась изменою. Свитки Закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку‚ потом клали на них иудеев и резали без милосердия; тысячи иудейских младенцев были бросаемы в колодцы и засыпаемы землею... В одном месте казаки резали иудейских младенцев и перед глазами их родителей рассматривали внутренности зарезанных‚ насмехаясь над обычным у евреев разделением мяса на кошер (что можно есть) и треф (чего нельзя есть)‚ и об одних говорили: это кошер - ешьте‚ а о других: это треф - бросайте собакам!"

http://felixkandel.org/index.php/component/content/article/1-articles/492-2015-03-07-12-36-47.html



Все мнят себя панством. Но на деле большинство оказывается холопами в десятом поколении. Так себя и ведёт, В соответствии с исторической традицией.
Что такое Львовский погром и Волынская резня, как не продолжение погромов Хмельницкого?

погром, без иллюзий

Previous post Next post
Up