(no subject)

Jan 22, 2016 10:00

Село Омофорово: загадка Дубровского.

Автор: Николай Фролов

Фамилия Дубровский известна даже тем, кто не особенно хорошо разбирается в художественной литературе. Роман Александра Сергеевич Пушкина, многократно экранизированный, знаком каждому, кто закончил хотя бы неполную среднюю школу. А главный герой уже давно стал персонажем анекдотов или «крылатых» выражений. Помните? «Спокойно, Маша, я - Дубровский!» Но почему классик выбрал именно эту фамилию для «благородного разбойника»? Этот вопрос ставит в тупик даже маститых пушкинистов. Литературоведы точно установили, что первоначально центральный персонаж Пушкина должен был именоваться «Островский». Однако потом Александр Сергеевич вдруг изменил его фамилию на «Дубровский». Почему? Существует легенда, что это произошло вследствие поездки автора во… Владимирскую губернию!


Предание рассказывает, что в давние времена жил во Владимирском уезде в селе Язвицы некий помещик Дубровский. В молодости он был офицером, а потом, выйдя в отставку, вел беспорядочную жизнь, враждовал с соседями по имению и, будто бы, составив из своих крепостных шайку, не гнушался разбойничать на большой дороге - «владимирке». Однако потом барин-грабитель влюбился в дочку одного из землевладельцев, но ее родители отказали ему. Тогда Дубровский решил похитить невесту, но погоня, посланная вдогонку, настигла беглецов за деревней Болдино на пути в Москву. В итоге девушку выдали замуж за другого. А Дубровский, потрясенный крахом своих надежд, полностью переменил образ жизни, обратился к Богу, щедро жертвовал на храмы и монастыри, а потом выстроил церковь и в своей усадьбе. Рядом с ней его и схоронили. Узнав во время посещения окрестностей Язвиц (к тому времени это село именовалось Омофорово) об истории Дубровского, Пушкин, поразился тому, что деревня, близ которой настигли влюбленных, называется так же, как его родовое имение. Запомнив услышанное, Александр Сергеевич, будто бы, и дал его фамилию главному герою нового романа, позаимствовав и кое-что из биографии нашего земляка…

Конечно, это лишь легенда. Впрочем, обратимся к историческим фактам. В середине XVIII столетия в селе Язвицы Владимирского уезда действительно жил помещик Павел Иванович Дубровский. Отставной офицер, он выстроил усадьбу на берегу небольшой речки Язвенки, впадающей в реку Вороновку - левый приток Клязьмы. Какой именно образ жизни вел Дубровский в этом селе точно неизвестно. Однако селяне до сих пор рассказывают легенду о несчастливом сватовстве местного помещика, его попытке взять невесту «увозом» и о том, как погоня, посланная матерью девушки, настигла беглецов у… Болдина! Архивные документы свидетельствуют, что в 1769 году по благословению епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского) Дубровский выстроил в Язвицах каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь образа, привезенного им из паломнической поездки. От Омофора (Покрова) Богоматери, чья икона почиталась в Язвицах как чудотворная, это село получило новое название - Омофорово. Дубровский, скорее всего, и был погребен при том храме, который он построил. Во всяком случае, с давних пор в этом селе рядом с церковью можно видеть массивную гранитную плиту, надпись на которой разобрать уже почти невозможно. Местные жители утверждают, что это памятник Дубровского.

Что же касается Пушкина, то он впервые побывал во Владимирской губернии в сентябре 1830 года, причем его путь лежал во Владимир через Покров и Покровский уезд. Поэт если и не был в Омофорово, то проехал всего лишь в 3 верстах от этого села. При этом он проследовал через деревню Болдино Покровского уезда, а его путь лежал в… Болдино - родовое имение в соседней Нижегородской губернии (именно там его ждала ставшая творческим взлетом знаменитая «Болдинская осень»). Так что о Дубровском из Омофорово Пушкин вполне мог узнать от кого-либо из чиновников или проезжающих на почтовых станциях по пути во Владимир.

Неудивительно и то, что направлявшегося в нижегородское Болдино впечатлительного поэта могло поразить совпадение названия в рассказе о трагической судьбе Дубровского с пунктом его назначения, куда, как свидетельствуют сохранившиеся письма Александра Сергеевича, он ехал с тяжелым чувством. Пушкин тогда был пылко влюблен в Натали Гончарову (их брак состоялся в марте 1831-го), и необходимость уезжать от любимой далеко на восток, ввергала его в печаль и меланхолию. Узнав о несчастливой любви омофоровского помещика, связанную с «болдинским» эпизодом, и сопоставив свои чувства и поездку в другое Болдино, Александр Сергеевич имел основания запомнить этот сюжет, а потом при работе над новым романом использовать его.

Роман же «Дубровский», различные варианты которого Пушкин вчерне разрабатывал уже давно, был создан в период времени с октября 1832 по февраль 1833 года - вскоре после поездки Пушкина по Владимирской губернии, когда его впечатления об осени 1830-го еще были свежи в памяти.

В 1778 году после учреждения Владимирской губернии Омофорово вошло в состав новообразованного Покровского уезда. В конце XIX века усадьба Дубровского перешла к его дальним родственникам помещикам Жаровым, Соловьевым и Вахрушевым. У потомков Вахрушевых чудом уцелели старые фотографии более чем столетней давности, сделанные в Омофорово. В то время там помимо двухэтажного каменного помещичьего дома, выстроенного в архитектурном стиле барокко, имелись два деревянных флигеля, конный завод, барская псовая охота и обширный усадебный парк из липовых и еловых аллей.
Один из обитателей господского дома в Омофорово титулярный советник Евгений Гавриилович Вахрушев занимал должность земского начальника Покровского уезда. Он был страстный охотник, прекрасный стрелок, любитель и знаток собак, а также хороший наездник. До наших дней дошли охотничьи записки Вахрушева, уникальное свидетельство изобилия дичи в лесах Владимирской губернии столетие назад. После потрясений 1917 года Вахрушев уцелел и даже не попал в жернова политических репрессий. Человек высокообразованный, он устроился на работу в качестве музыканта. Однако от судьбы не уйдешь. В 1936 году бывший дворянин и царский чиновник погиб в автокатастрофе.

Трагической оказалась и судьба последнего омофоровского священника Василия Махаева. Потомственный священнослужитель, во время Гражданской войны он был мобилизован в Красную Армию, но затем вновь стал пастырем. В Омофорово отец Василий был переведен из Карабаново, но в 1930-м его арестовали. Батюшка вскоре погиб на лесоповале в одном из лагерей ГУЛАГа. Тогда же закрыли и омофоровский храм. Вплоть до недавнего времени там находилась прачечная школы-интерната, причем здание пришло в аварийное состояние.
Только в 2008 году по инициативе настоятеля Свято-Казанского храма города Лакинск, расположенного в 5 километрах от Омофорова, протоиерея Андрея Панина началось возрождение церкви, построенной Павлом Дубровским. Хотя в последнее время в глубинке московские дачники у многих вызывают откровенное раздражение, в Омофорово именно они активно взялись за восстановление едва не превратившегося в руины храма, возведенного возможным прототипом классического романа Пушкина господином Дубровским. В отличие от местных жителей, большинство которых равнодушно смотрели, как прахом рассыпается Покровская церковь, где были крещены многие поколения их предков, москвичи вкладывают свои средства и ищут благотворителей, дабы отремонтировать аварийное здание. Причем это отнюдь не олигархи, а люди со средним или даже скромным достатком.

Душой всей многотрудной деятельности по восстановлению храма в Омофорово стала москвичка Зинаида Ивановна Глушенкова, бухгалтер по специальности, работающая менеджером таксомоторного парка. Уже третий год она и церковный староста, и казначей. У нее дачный домик близ соседней деревне Гнусово. Однако дачная жизнь превратилась в бесконечную стройку. Поначалу приходилось вести самые настоящие раскопки - уровень шлака и всевозможного мусора внутри здания доходил до полутора метров. Неожиданными помощниками стали учащиеся все того же Омофоровской специальной коррекционной школы-интерната, который занимает территорию бывшей усадьбы Дубровского и его наследников. Но основная нагрузка все равно легла на плечи хрупких женщин.

Первой помощницей З.Глушенковой стала пенсионерка Лидия Ивановна Дерюгина. Она родом из этих мест, а в столицу уехала после того, как вышла замуж. А теперь на слоне лет вновь потянуло на малую родину. Несмотря на преклонный возраст, энергии у Лидии Ивановны столько, что молодым впору.

- Местные жители нам почти не помогают, - рассказала З.Глушенкова. - Средства для ремонта требуются большие, находить их непросто. Сначала мы хотели лишь расчистить храм. А потом взялись и за его восстановление. Пока церковные службы проходят в трапезной. Там установлены пластиковые стеклопакеты, наведен относительный порядок. Вместо остатков арматуры старого, водружен новый вызолоченный церковный купол. Ведутся работы по восстановлению придела. Мы писали даже В.Путину, просили помочь. Но из Москвы переслали наше письмо во Владимир, оттуда - в Собинку, а дальше в Лакинск. В итоге муниципальные власти отделались лишь отпиской. Храм возможного прототипа Дубровского никому не нужен! Лишь такие люди, как Лидия Ивановна, даже еще несколько дачников, например, семья Королишиных - тоже из Москвы, постоянно участвуют в возрождении храма. Работы еще - непочатый край, но с Божьей помощью - справимся!

В окружении вековых лип и елей, рядом с изрядно обмелевшими прудами и наполовину перестроенным господским домом уже сверкает сквозь листву деревьев золотая церковная маковка. А древние Язвицы - село Омофорово уже без малого два столетия по-прежнему скрывает загадку Дубровского.

Источник: газета "Призыв", № 104 от 20.07.2010

http://www.vladregion.info/articles/selo-omoforovo-zagadka-dubrovskogo
Previous post Next post
Up