Чердынь - Пермь Великая.

Jul 12, 2015 13:21

Я бы соврала, если бы сказала, что мой интерес к Чердыни возник после прочтения книги А.Иванова "Сердце пармы". Я раньше слышала об этом месте, и именно в контексте "Пермь великая", прочла несколько статей и так узнала о существовании такого города, который возник задолго до того, который мы сейчас называем Пермью. Но только после прочтения книги я как-то по-особому прониклась значением этого города, его историей, и загорелась мыслью увидеть все своими глазами.
Эту мысль я подкинула родителям - и они ее поддержали, т.к. после посещения Хохловки поняли, что так мало знают о крае, в котором живут. И сейчас они очень рады, что вместе со мной совершили такую поездку. За 3 дня мы увидели очень много.

Сначала мы доехали до Соликамска (200 км от Перми), захватили маминых друзей, и все вместе едем в Чердынь. От Соликамска на Чердынь - удивительно ровная трасса, ведет строго на север.


А погода стоит - дивная!

1.


2.


Сколько Чердыни действительно лет? Была ли она изначально здесь? Что означает Чердынь? На эти вопросы нет ответов. Есть лишь множество легенд.

Предполагается, что где-то в районе Чердыни во времена глубочайшей древности и находился центр обширной Биармии. Многочисленные курганы и давно забытые городища, существующие по берегам Колвы и Вишеры, вместе с различными археологическими находками, сделанными как в самом городе, так и поблизости от него, говорят, что в районе Чердыни человек поселился очень рано - примерно в VIII веке.

Чердынь называли Пермью Великой, отождествляя ее с наименованием края. Считается, что в X-XII веках именно она и вела обширную торговлю с далекими землями - сперва с волжскими булгарами и Ираном, а позднее с Великим Новгородом и северными народами. Тогда город был будто бы торговым центром на пути, который соединяя бассейн Камы с бассейном Печоры, шел к Ледовитому океану и расположенной сравнительно недалеко от устья Печоры Новой Земле. Это находит отклик в почти забытом предании, согласно которому Чердынь славилась когда-то во всем крае, а ее купцы добирались до Каспийского моря на юге и «Скифского» (Ледовитого) океана на севере.
В те далекие времена город располагался, якобы, южнее современного, на реке Каме, там, где теперь находится село Пянтег. Часто посещали его заморские гости, поднимавшиеся на судах по течению Волги. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покча, а затем оказалась уже на занимаемом ныне месте.(источник)

Однако же достоверные сведения о Чердыни относятся к 1451 году, когда она впервые упоминается в летописи, и именно этот год считается годом ее основания.

Топоним Чердынь, возможно сложился из слов чер - «приток» и дын - «устье», - то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Есть также версия, что название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье, именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»).
3.


В Чердыни нас встречали почти-родственники маминой подруги. Они же организовали нам индивидуальную экскурсию за очень вменяемую цену. А пока мы ждем экскурсовода, мы немного осмотрели окрестности. Находимся мы на автовокзальной площади г.Чердынь, где всех встречает вот такой олень.

Наша экскурсия началась с автовокзальной площади, мы прошли мимо краеведческого музея, порассматривали несколько стариных зданий, вернулись к Успенской церкви, где сейчас находится музей веры, дошли до Спасской часовни, и затем чудесная погода вмиг испортилась. Налетел ветер, дождь, гром и молнии! Сначала мы еще прятались под деревом, а затем дружно побежали в Успенский собор, купили входные билеты и присоеденились к экскурсии, которая там проводилась. Дождь не переставал идти, и мы отпустили нашего экскурсовода, и продолжили экскурсию на следующее утро. Я же буду рассказывать не по хронологии, а чтоб не делать "два круга".
4.



5.Площадь у автовокзала, с видом на Успенскую церковь.


6.


Книга А.Иванова "Сердце Пармы" рассказывает об истории Чердыни в княжении Михаила Ермолаевича в 6963-6990 годах, автор намеренно указывает года от Сотворения мира, а в переводе на привычное от Рождества Христова - это 15 век (1455 -1481). Княжение Михаила было неспокойным. Он самовольно заключал союзы с пермяками, татарами, вятчанами, не разрывал дружбу с Великим Новгородом, а также отказался идти в поход с московскими полками, возглавляемыми братом великого князя Юрием, к Казани.
После того, как Великий Новгород был включен в Великое княжество Московское, царь Иван III направил на Чердынь карательную операцию под командованием воеводы стародубского князя Фёдора Пёстрого, который взял в плен Михаила Ермолаевича. Правда, битва состоялась не в Чердыни, а в Искоре. Михаил был доставлен в Москву, но был прощен царем, и отправлен княжить обратно в Чердынь, где впоследствии был убит вогульским князем Асыкой в 1481 году (Но не в самой Чердыни, а в Покче, куда несколько раз переносился административный центр).
7.


8.Первые впечатления от крохотного участка земли - а сколько же здесь церквей? С места, где мы стоим, мы видим - Успенская церковь справа, часовня Спаса Нерукотворного (или часовня «Убиенных родителей») - прямо по курсу.


9.А взглянем вправо - и увидим еще 2 церкви - Воскресенский Собор (с кирпичной колокольней) и Церковь спаса Преображения (голубая луковка).


10.


11.


А от часовни справа, на соседнем (Троицком) холме возвышается еще одна церковь, Илии пророка. И это еще даже не весь список! Но я забегаю вперед.

Первая попытка крестить Пермь Великую состоялась в 1455 году, однако епископ Питирим был убит вогулами. Прибывший в 1462 году епископ Иона делает второе крещение. Как пишет Иванов, пермяки крестились, однако не отказывались от своей, языческой веры, несли своих идолов в часовни, отчего Иона сверипел, и боролся как мог с идолопоклонниками.
Иона также основал Иоанно-Богословский монастырь на одном из холмов города.

А я расскажу о тех церквях, которые мы видим.
Начну со Спасской часовни, раз мы здесь.
Установлена (восстановлена) в 2007 г в честь павших защитников города, остановивших наступающих татар в 1547 г.

Битва произошла 6 января (по старому Стилю) 1547 года на льду реки Вишеры, у заставы Кондратьевой Слободы, прикрывавшей Чердынь с юга. Очевидно, чердынцы нанесли татарам существенный урон, поскольку сведений о том, что те продолжили свое наступление, в исторических источниках нет. Все ополченцы погибли, ни один не вернулся в Чердынь. Однако, согласно преданию той поры, летом, в Петров день, плывшие вниз по реке торговые люди вдруг увидели необычную картину - у берега стоит льдина, в которой лежат (заморожены внутри) тела убитых воинов. Пораженные этим, они решили погрузить тела на свои каюки, вернуться в Чердынь и предать их земле. На следующий после похорон день на свежей могиле чудесным образом появилась дощечка, на которой были начертаны все 85 имен.
Чердынцы почитали убиенных ратников, которых они называли "убиенными родителями", за "святых, душу свою положивших в Вере за други своя!" Не позднее второй половины XVII в. в память погибших была выстроена деревянная часовня во имя Спаса Нерукотворного. В конце XVIII века она уже была отстроена из кирпича на деньги купца Алина. В часовне находились чугунная плита с именами убиенных ратников и икона соименных святых.
12. Спасская часовня, а на заднем плане в синей дымке - гора Полюд, Полюдов Камень. О нем речь будет дальше.


13. Вид с обратной стороны


14.


15.Справа от часовни, через овраг, а точнее, на другом холме (Чердынь стоит на 7 холмах, да, наряду с великими городами) - здание Богодельни.


16.А еще правее от нее - Церковь Илии пророка, к ней мы подойдем позже.


17.


18.Успенская церковь, Храм Успения Пресвятой Богородицы построен с 1757 года по 1784 год.


19.В 1884 году была воздвигнута колокольня. Ее пирамидальный объем венчал стройный шпиль на низком восьмерике (утрачен в 1930-е годы). В 1932 году церковь была закрыта. Тогда же она лишилась колокольни и купола. Бесхозной церковь оставалась вплоть до 1950-х годов, когда была передана музею.В 2000 г. здесь открылся музей истории веры.



20. Внутри еще ведутся работы, ведь при закрытии церкви все фрески были замазаны.


Очень интересна одна история, которая даже не легенда, а на самом деле то, что имело место быть. Вход в церковь музей украшает фреска "Страшный суд". Работники рассказывают, что эта стена была покрашена зеленой масляной краской, что именно было под краской - узнать было невозможно, а снять краску, не повредив фреску - также невозможно. И тогда стену просто покрасили еще раз, белой краской. Утром, придя в музей, увидели чудо - слои краски сошли, явив фреску "Страшный суд". В некоторых местах зеленая краска до сих пор видна.
Это как раз то чудо, о котором я упоминала.
21.


22.


23.


24.


25.



На втором этаже выставлено множество разных икон, я больше слушала, ничего не фотографировала. Была там икона "образ Скорбящей Божьей Матери", которая находилась за стеклом. Помню, как экскурсовод рассказывала о явленном пять лет назад чуде, когда на стекле появилось отражение лика Богородицы. Сейчас, пишу эту статью, захожу на сайт музея, а там сообщение о том, что вновь на стекле появился лик (08.07.2015). Цитата с сайта:

На стекле, закрывающем икону "Образ Скорбящей Божьей Матери", появилось отражение лика Пресвятой Богородицы.
Подобное происходило 5 лет назад, но лик исчез.
Сейчас он появился вновь!

"Особое внимание в этом случае надо обратить на то, что естественным образом, например, от испарения красящих веществ, такие изображения на стеклах получиться не могут по нескольким причинам:
Во-первых, стекла никогда не касаются икон.
Во-вторых, иконы всегда стоят вертикально, а испарение, как известно, поднимается вверх, параллельно стеклу, и, следовательно, отпечататься на стекле никак не может.
В-третьих, даже если икона лежит наклонно в лучшем случае могут получиться вытянутые с искаженными пропорциями изображения."
К этому можно по-разному относится...

А я продолжу про Чердынь.
Это уже следующий день, после дождя.
Мы на Вятском холме, где когда-то было самое первое поселение. Здесь найдена яма-кладовка, заполненная черепками посуды, костями животных и предметами повседневного обихода, относящиеся к пермскому звериному стилю.
26.


27. С него открываются шикарные виды на Колву.


28.


29.


30.


31. И можно приблизить церкви, расположенные на других холмах.



32. Воскресенский Собор и Церковь спаса Преображения


33. А это - единственная фотография Иоанно-Богословского монастыря.


34.


35.


36. А теперь пройдем с Вятского холма на Троицкий, заодно посмотрим несколько чердынских домов.


37.


38.


39.


40. Погода меняет настроение, как капризная девушка - только что нас вновь мочило дождем, и вдруг - солнце затопило все вокруг.


41. На этом месте стояла часовня св. Николая.


42. Местная красавица


43. Троицкий холм, на котором некогда располагалось Троицкое городище и кремль - первый на Уральской земле. Большинство находок с этого холма относятся к 15-17 векам. Раскопаны остатки караульных помещений кремля, найдены железные ножи, детали обуви, а также 2 серебрянные монеты времен царствования Василия II и Ивана III.



Макет кремля находится в краеведческом музее. Честно говоря, мне очень трудно было представить на этом холме, достаточно небольшом (200, ну может 300 на 500 метров), такой кремль. Да что там! Мне вообще было очень сложно представить, как события, описываемые Ивановым, вообще могли происходить в этом городе... Масштабы, масштабы у меня на списывались в чердынскую действительность.

Макет с сайта

44. В 2013 году закончено строительство на Троицком холме церкви Илии пророка, Ильинская церковь, которая является перенесенной с изначально построенной (в 1917г), но обрушившейся (в 2008г) в селе Бигичи. Часть материалов старой церкви была использована при воссоздании новой, но все же преимущественно использовались новые материалы.


45.


46.


47.


48.


49. Вид на Вятский холм.


50.


51.


52.


Самое время рассказать о горе Полюд. Было предание о русском богатыре Полюде, который служил на заставе, и зажигал сигнальный костер при приближении врагов. Но однажды пришла на Чердынь несметная орда. И решил Полюд сам вступить в бой. Три дня шло сражение жестокое, но неприятель не отступал, подобно черным волнам. Рассердился тогда Полюд, топнул ногой о землю, и закачалась она, застонала, вышла из берегов Вишера-река и потопила в бурных водах своих вражье войско. Мало кто спасся, а и те, кому выжить довелось, долго вспоминали потом о непобедимом богатыре Полюде.
А на земле остался отпечаток следа Полюдова, почти полметра длиной. Копия отпечатка находится на Троицком холме.

53.Гора Полюд.


54. Еще есть легенда, что Полюд и стал этой горой, он отдыхает, спит, но если придет вновь беда к Чердыни - проснется.(И действительно, если приглядеться - будто профиль лежащего человека).


55. Копия отпечатка Полюдова следа.


56.


57.


58.


59.


60.


61.


62.


63. Спускаясь с Троицкого холма, подходим к богодельне, где вчера нас застал дождь. Под этими тополями мы сначала прятались.


64.


А мы продолжим знакомство с Чердынью чуть позже...

Уральские места, музеи, Чердынь, Пермский край

Previous post Next post
Up