На Аландах мы планировали провести 5 дней, и плыть уже в Финляндию. Но на шестой день смирились - неделя так неделя, невозможно не посетить острова с яками и морскими котиками. Но сначала высадились на Lappo. Остров примечателен тем, что он - дачное товарищество. Живёт аландец, допустим, в Мариехамне, имеет двухэтажный дом с участком и видом, а отдохнуть от этой городской суеты ездит на Lappo, на яхте под парусом. Дачники имеют в общественном пользовании сауну, картинную галерею, парковку для яхт и вертолётную площадку. На острове два ресторана - как раз чтобы одновременно вместить всех 50 жителей.
Зашли пожрать и мы. От ресторана, расположенного между вертолётной площадкой и яхтенным причалом не стоит ждать милости. Читаем меню: может ну его нах, у нас и рыбка ещё осталась с утренней рыбалки, и макароны. На костре, с чёрным хлебом - красота! Шеф-повариха при слове «нах» повернулась к нам лицом, и говорит: «Съешьте лазанью, она по 15 евро и весьма сытная». Повариха оказалась латышской русской, язык помнит плохо, но разговаривает с удовольствием. Работает здесь вахтой летом, зимой и без того не бурная жизнь на острове совсем замирает. На болтовню вышла молодая хозяйка ресторана - не то художница, не то куратор - тоже оказалась разговорчивая, хотя и совсем не русская. Заметив наш интерес к старинному интерьерному надувному пианино, стала звать прийти завтра попеть на гитаре песни. Максим, поедая лазанью, сказал, что за еду мы им и границыключ, и неспетьлимнепесню, и просвистелу, пожалуй, сыграем. На русском сказал, слава б-гу. Хозяйка была очень любезна - думаю, мы были первые посетители за день. «Как вам у нас нравится? Приезжайте же ещё! Ах, у вас чай кончился, какой ужас! Давайте я вам воды принесу! Вы приходите, приходите завтра, у нас будет гитара и лютня(o__O), споём песни!»
Поели - пора валить, искать место для палатки. Расплатившись по счёту, выходим к велам, нас догоняет художница: - Вы обязательно приходите! Кстати, вы воду выпили? - Да, спасибо. - Тогда с вас ещё 4 евро.
Сваливаем!!
Кораблики кораблики
Крытый вип-паркинг
У причала за деревьями нашли специальное место для палаток - выкошенные в траве пронумерованные прямоугольники, кострище и много-много дров. Помня о коварстве местного гостеприимства, ищем табличку с прайсом - нигде нет. Решаем разложиться, нажечь вволю дров, и с утра свалить на первом пароме. Песни пускай сами на лютне играют. Катя начистила рыбы, и сварила крутой почти бесплатный ужин из даров аландской природы и аландских супермаркетов.
Лапповцы тщательно выбирали остров для своего товарищества
Не спрашивайте, сам не знаю, что это такое
Та же фигня, только утром
Brando!
Туманным утром поплыли на следующий остров - Brando. С парома, среди привычных шведов на тандемах и немецких бабушек на мотоциклах, дед с бабулей выкатывали каноэ. Их звали Райо и Рая и они плыли в финский город Турку, туда же, куда и мы. До Турку 60-70 километров морем, лет старикам примерно по столько же. Мы плывём на двух паромах с пересадкой, они - на каноэ, украшенном индейским профилем. - А.. мм.. вы так уже делали? - Да сто раз, за день доплывём. - Райо развернул над лодкой карту - простыню - чертит маршрут, Рая упаковала вещи в гермомешки. После торжественного поднятия над судном финского флажка безумцы помахали нам ручкой и отчалили. Глядя вслед старикам, удаляющимся на каноэ в туман Балтийского моря, мне вспоминались десантники, прыгающие со второго этажа в фонтаны Александровского сада.
Слева направо: Рая, Райо, Каноэ
Кота не забыла покормить?
Они были ещё так молоды
Тут на местном велофоруме меня упрекнули в недостатке велосипедной составляющей в рассказе. С дуру пообещав исправится, вываливаю всю эту составляющую сюда, потому что четвёртой части не будет.
Велосипедная составляющая 1. Еда.
Кручение педалей сжигает калории напалмом, поэтому есть надо много. Места в велосумках мало. Выход - высокотехнологичные высококалорийные сублимированные продукты. Именно их мы бешено искали в Ашане накануне отъезда. Потом плюнули и купили две пачки пачки гречки, макароны, орехи, сухофрукты и соевое мясо. Ещё катина тётя подкинула пачку какого-то гербалайфа - супчики из пакетика и шиповниковый чай. Почитали этикетку - калорий как в свинятине - берём. Первыми ушли как раз эти супчики, потом орехи. Соевое мясо - редкостная дрянь. Что по виду, что по вкусу - ГМО. Мясом затаривались в финских магазинах - в виде фрикаделек и сосисок. А ещё йогуртами, фруктами и шоколадом. Еда в Финляндии дорогая, В Швеции - очень дорогая.
Кемпингов на Brando два, но начавшийся дождь форсировал выбор в пользу ближайшего. €10 за палатку, €1 за 4 минуты душа, по монеткам, зато кухня со всем необходимым. Переждав непогоду и скинув надоевшие сумки в палатку, поехали кататься. Остров соединён цепью мостиков с соседним островом Fiskо. То, что Fiskо расположен севернее, заметно с каждым километром. Спускается холодный туман, камни обрастают мхом, деревья всё ниже и реже, по обочинам вырастают каменные стены со сколами - дорогу в граните пробивали динамитом. Вдоль дороги растёт что-то похожее на то, чем питаются олени - то ли ягель, то ли лишайник. Туман становится почти осязаемым, домов не видно уже с полчаса, и мы с радостью решаем, что заблудились. Мокрые и уставшие, теперь можем спокойно ехать и наслаждаться волшебной северной дорогой.
Road to hell
Финский бонсай
Погода как из фильмов ужасов и лесотундровый пейзаж навевают приятно щекочущий первобытный страх. На дороге лежит сбитый заяц, ещё дышит. Разорвать бы его сейчас и съесть, да нельзя - Jokamiehenoikeus. Стали появляться редкие дома, постепенно оформилась уже совсем деревня - со старой мельницей и разрушенными особняками. Туман теперь падает с неба мелкой водяной пылью. По улице идёт девочка и зовёт кошку. - Вы не видели мою кошку? - Нет, а где мы находимся? - Вот здесь - тычет пальцем в карту. Всего десять километров от кемпинга, а совершенно другая планета. В кухне, потягивая чай, и набивая ботинки жареными камнями, мы были единодушны: именно за этими ощущениями мы и поехали в Финляндию. Будете на Аландах - обязательно дождитесь дождя и езжайте на Fisko.
Может, на складе у них еда осталась?
Кино бы снимать в таких местах
Велосипедная составляющая 2. Собственно, велосипед.
Как можно заметить, велосипеды у нас не туристические, а самые обычные. У меня так вообще прыгучая Норка. Хотел даже поменяться с братом на поездку, но вовремя передумал, потому что европейским дорогам пофигу, какой у тебя велосипед - главное чтобы был обкатанный и удобный. За всё путешествие у нас только раз кололась шина - в Выборге. Финляндия - страна лосей, поэтому купите велосипеду рога. Рога увеличивают накат даже больше, чем наклейка с огнём и надпись speed на раме. Естественно, перед отъездом надо сделать велу полное ТО. И сумки купить. И багажник. Тут не обойтись без сантехнических хомутов - крепления под багажник, даже если они и есть, у всех велов разные, и в большинстве случаев не совпадающие с теми, что на багажнике. Мой комплект -
Topeak Babysitter Rear Rack +
Vaude Fahrradtasche HR Aqua Back. На сумках не экономьте, дешёвые рвутся. Спонсор покупки багажника - чейн, сумок - байкдисконт.
Рисунок 2.17 Пример использования сантехнического хомута для коммутации велосипеда и багажника.
Jurmo - теперь уже точно последний остров. Он стоит немного в стороне от морского пути на материк, тем не менее, мало кто проплывает мимо - на острове есть ферма яков и морские котики. На туристической карте острова так и нарисовано - вот тут яки, тут котики, приезжайте, заодно зайдёте в магазин и ресторан. Катя обожает морских котиков. Да все обожают морских котиков. Ну и на яков поглазеем. Остров совсем маленький, в центре - смотровая вышка. Залезли оглядеться - воон там я, кажется, уже вижу блестящие на солнце бока котиков. Поехали.
Но сначала яки. Яки - такие меланхоличные волосатые коровьи панки. Похрену им на твоё «ути-ути». Жуют свою траву, изредка поднимают головы, и если и подходят, то по сантиметру в год. Яки огорожены от внешнего мира проволочной сеткой. Тронешь сетку - на сцуко током! Поэтому мы их не осуждаем.
Коварный план Юрмовцев
WTF?
Яков умный
Котики, котики! Едем к котикам! До парома в Финляндию осталось меньше часа, но об отмене котиков не может быть и речи, Катя уже мысленно играет с ними в большой полосатый мячик, кормит рыбой и рассекает волны балтийского моря на блестящих чёрных спинах. Несёмся к котикам через лес. Домики, домики, трактор, опять яки - идите нахрен, не до вас, домики, лес, о! море! Судя по карте, это здесь. Домик прямо у воды, на крыльцо выходит финка. До парома полчаса. - Пожалуйста! Быстрее! Котики! Чорт, как там котики по фински? - Валимся на бок, машем клешнями, изо всех сил изображаем предполагаемые звуки тварей. Пантомима подействовала: - Да, они тут часто бывают, проходите прямо через двор. Уииииии!!! Бежим на берег. Котиков не видно, но сейчас они обязательно приплывут. Прыгаем вдоль береговой линии по гладким камням, отполированным чёрными кошачьими боками. Место идеальное, будь я котиком, только здесь бы и тусил. Вот же и рыбьи кости, а это, посмотрите, их какашки! Может, они дальше? Или может, мы их спугнули? Интересно, у котиков есть уши? Ещё с десять минут мы ждали, звали, и всматривались в морские дали, но потом смирились. Возвращаемся мимо прибрежного домика. Финка играет с детьми. - Ну как? Видели? - Нет там никаких котиков. - Котиков? Я думала, вы чаек ищете. Котики-то здесь откуда, вам тут что, северный полюс? Муаххахаха! И она засмеялась. И дети смеялись, и показывали на нас пальцем, и бежали за нами до самого парома, который увёз нас в Финляндию.
Котики!
Кооотикиииии!!
Жалобная книга острова полна восторженных отзывов
Пока, Юрмовцы. Приезжайте к нам в Самару посмотреть стойбище бурых медведей.
Велосипедная составляющая 3. Язык.
Финский язык прост как процесс получения финской визы. Все ударения на первый слог, всё как слышится, так и пишется, рода нет. По меньшей мере, четверть слов - мордовские, если кто в теме. С другой стороны, финны любят строить из своих простых слов адовы конструкции. Например, punaviinimarjamehupullolaatikko - ящик бутылок красносмородинового сока, или lentokonesuihkuturbiinimoottoriapumekaanikkoaliupseerioppilas - ученик помощника младшего офицера-механика, работа которого - заниматься турбинами реактивных самолетов в ВВС Финляндии. Хорошо, что почти все финны говорят по-английски. Хотя финские числа и хотя бы дни недели лучше знать - бабушка, продающая клубнику на рынке маленького городка, может не знать английского. Или вот мы купили в супермаркете финские рулетики - с черникой и с малиной, пришли, заварили чай, открываем - а там пакеты для заморозки ягод.
Финляндия встретила свежепостеленной велодорожкой прямо от причала и отличным кемпингом Lootholma. 800 рублей в сутки за троих, всё включено, кроме еды. Зато два раза в день сауна с выходом на море. И приветливые финки на ресепшене - постирали нам вещи и отсыпали нахаляву фасованного масла и мёда. Lootholma - второй наш любимый кемпинг после байкерского.
Хоть мы уже в Финляндии, а фактически ещё на островах. Не аландских уже, а финских, но тоже с паромами и мостами, и так до самого Турку. Асфальт уже не розовый, велодорожка периодически пропадает, и с какого-то хрена по ней носятся скутеры. Народ на улице не самый приветливый в мире, открытые магазины - такая же редкость, как на аландах, и ещё у нас кончились деньги. До тех пор, пока оставался нал, мы как-то не придавали значения тому, что в половине магазинов не принимали наш пластик - мало ли. Но деньги подходили к концу, и пришло время припереть кассира к стенке, и угрожая набором шестигранников, узнать страшную правду.
Велосипедная составляющая 4. Деньги
Как известно, Россия - страна развивающаяся, и банковская система её тоже развивающаяся. Поэтому до сих пор у нас штампуют пластик с магнитной полосой, уязвимость которого Джон Коннор продемонстрировал ещё в 1991 году в фильме Терминатор-2. Финляндия же - страна с лучшей системой электронного правительства в мире, и продвинутые финские банки перешли на карты с чипом вместо полосы на двести лет раньше, чем нынешние кассиры устроились в свои супермаркеты. Поэтому они пялились на наши «Тиньковы» и «Альфа-банки», как баран на старые новые ворота: - «Эт чё?» Дальше, в лучшем случае, вызывался самый олдовый сотрудник, видавший, наверное, ещё советско-финскую войну, который осматривал наши новенькие блестящие карты через своё потрескавшееся пенсне, цокал языком, шёл в чулан, приносил оттуда терминал, какие стоят у нас в каждом магазине, сдувал с него пыль, долго изучал наши паспорта, сверяя подписи, и, наконец, проводил транзакцию. В худшем случае нам просто говорили - «А ну проваливайте нахрен со своими самодельными картами из репы Извините, мы вашу карту принять не можем.» Соберётесь в Финляндию - берите карту с чипом, здесь их даже игровые автоматы принимают. Мы же, терпя адовы комиссии, сняли нал в банкомате - если уже в деревнях не признают наши карты, что же будет ближе к Хельсинки.
Типичная финская велодорожка
Единое Раисио
Концепция ненапряжного путешествия, доведённая до абсурда
До Турку по суше ехать ещё 70 км. Проехав половину, начали поглядывать по обочинам - где бы заночевать. В Финляндии с этим несколько сложнее, чем на Аландах - меньше диких мест, везде чьи-то поля или дома. Собственно, встать можно и здесь, но у нас кончился золотой аландский газ, а разводить костёр вне специально оборудованных мест - грех, местные, завидев дымок из леса, с радостью вызовут ментов во славу Jokamiehenoikeus. На счастье, углядели под мостом следы стоянки рыбаков. Спускаемся. Ага - кострище - сойдёт за оборудованное место, поваленные деревья - сойдут за дрова, куча мусора - сойдёт за родной пейзаж. Да, это вам не Аланды.
Мужик с сыном кидают под мостом спиннинг, интересуемся: - «А здесь можно переночевать?» - «Вставайте, там наверху у кафе иногда пролетариат собирается пиво попить, но они если и дерутся, то только между собой. А кемпинг только в Турку». Ну и славно. Заварили чай с имбирным мёдом, наслаждаемся закатом. Если сидеть к куче мусора спиной, открывается чудесный вид на реку.
Подъезжая на следующий день к Турку, поняли концепцию финских велодорожек. Они конечно, самые ровные, длинные и чёрные в мире, но начинаются за 5 километров до города, и заканчиваются через 5 км после. Остальной путь - обычная автомобильная дорога, поэтому ехать лучше по второстепенным незагруженным путям. А Турку похож на Сызрань, как если бы ей десять лет правил мэр Стокгольма. История города полна приключений. Сначала коренных викингов лучами любви Иисуса выжгли шведы, которых потом покрамсали новгородцы, которых разорили датчане, которым шведский король Густав Васа затопил знаменитую Стокгольмскую кровавую баньку. Потом Пётр I, опять Шведы, Российская империя, Независимая Финляндия, СССР, и наконец, московское перемирие 1944 года. Опасаясь новой кровавой бани, финны сделали шведский вторым официальным языком Турку, хотя шведов тут осталось всего 5 процентов.
Турку раз
Турку два
Милый город, но пора валить. Примерная карта окрестностей, одолженная на пароме, рисовала прямой путь до Хельсинки. Путь оказалась автобаном, похоже, вовсе без скоростных ограничений. Огороженная со всех сторон дорога с отбойниками, светящимися знаками и указателями. Закрадываются сомнения, но всё же перелезаю через отбойник - не может быть, чтобы где-то сбоку не было велодорожки. Нас окликает финн. - «Эй, вы куда? Это скоростная трасса, в прошлом году только построили, вам тут делать нечего, велодорожки нет. Полиция вас сразу повяжет». По отношению к русским в финнах одновременно уживаются воспоминания о советско-финской войне, в которой погиб каждый третий финн, и европейская толерантность. Постепенно чаша весов склоняется в сторону мира-дружбы - русский турист развивает экономику. Да и времени сколько прошло - мы же не злимся на немцев. Наш финн определённо был послан велосипедными богами. Он два года строил нефтевышки в Астрахани, и даже знает, что Самара - это выше по Волге. - А что бы с нами сделали полицейские, если бы мы по этому автобану поехали? - Ну, вообще, у нас прогрессивная система штрафов в зависимости от дохода, поэтому вам скорее всего выписали бы минимальный, и проводили до нормальной дороги.
До нормальной дороги финн проводил нас сам, она оказалась совсем в другой стороне, а у него оказался велосипед. Старая трасса почти без машин, но всё же трасса, поэтому с ночёвкой в этот день было ещё сложнее. По обочине или непролазный лес, или совсем город - ни там, ни там не встанешь. Вспоминался путь из стокгольмского аэропорта. Карта кончилась, навигатор показывал сиротливую нитку дороги посреди бескрайней финской тайги. Прём вперёд, настойчивость должна быть вознаграждена. Вот и указатель - hiekkarantoja. Это же пляж по-фински! Заночуем на шезлонгах, утром закажем по коктейлю и двинем дальше. Стрелка вела в лесную чащу, но мы требовали от финской природы чуда.
И правильно делали. Лесное озеро было совсем маленькое, но финны не были бы финнами, если бы не поставили тут раздевалку, биотуалеты, волейбольную площадку и спасательный пост. И офигенный очаг! Черапнув воды из озера, заварили макароны с фрикадельками - к очагу прилагался сарайчик с дровами, которые мы весело пожгли и, утомившись, отрубились.
Финляндия - Озёрный край™
Больше жги! За аландский газ!
Утром Максим рассказывал, что видел тролля. Зелёная тварь тихо вышла из леса, осмотрела нашу стоянку, набила сарай свежими дровами и скрылась в чаще. Ну видел и видел, с кем не бывает с озёрной водички. Дрова, однако, действительно появились. Разожгли на радостях ещё костёрчик, сидим, завтракаем. Второй раз тролль, осмелев, приехал на Subaru Forester. Оставив машину на границе леса и пляжа, он направился прямо к нам. Его угрожающе уверенная походка и ослепительно кислотная, как у гаишника, жилетка предвещали возмездие за каждую сожжённую финскую берёзку. Приблизившись, тролль стал сыпать заклинания на своём непонятном языке. - Ин инглиш плиз! - взмолились мы. - Здесь не место для палаток, это пляж. - Простите, не знали, нас привлекло место для костра и бесплатные дрова. - Костры жечь можно, купаться можно, ночевать нельзя. - Хорошо, сваливаем. А можно еду доесть? - Конечно. - А костёр можно ещё пожечь? - Ноу праблем, только не превращайте пляж в кемпинг. Счастливо!
В целом наша концепция ненапряжной езды работала - просыпались в 11, в 13 выезжали, в день в среднем делали 30-35 км - Кате тяжело давались подъёмы. Водой заправлялись в макдональдсах и хесбургерах, причём в половине заведений социально ответственный европейский бизнес поставил на туалеты замок, открывающийся монеткой в 1 евро. Зато ударники свободных касс, завидев нас с бутылками, с удовольствием вызывались их наполнить. Воду в Финляндии можно набирать и из горячего крана, чтобы быстрее вскипела. Большой и дорогой атлас Финляндии мы решили не покупать - на заправках валяются рекламные буклеты с условными картами окрестностей с указанием дорог, достопримечательностей и местных гнездилищ морских котиков. В расслабленности был всего один минус - оставалось чуть больше недели до конца наших виз, а мы не проехали и половину страны. При таком темпе будем на границе впритык, что нас, в общем-то, устраивает.
Финляндия - хорошая страна
Дорожный бюджет финнам помогают распиливать роботы
Где мы только не ели
Ага
И спали
Совсем скоро сезон сбора рафинада
Представший перед нами через пару дней Хельсинки весь состоит из велодорожек, и все они спускаются на юг, к морю. Как въедешь в город, так и катишься под уклон сквозь парки и лесопарки до самого Финского залива. При въезде в Хельсинки дорогу перебегают лосиха с лосёнком, не пропустите. Лосёнок размером с лося, а лосиха - с жирафика. Кемпинг в Хельсинки один - Rastila. Чтобы его найти, надо сесть на метро, и доехать до станции Rastila. Получив у продавца самсы подтверждение, что с велами можно, поднимаемся в метро на специальном лифте для великов. Заходим в специальный вагон для великов - в нём реже стоят сиденья. Едем и осознаём, что до сих пор не заплатили, да и платить было некому - ни кондуктора, ни турникета. Решаем, что Хельсинкское метро бесплатное. Специально. Для великов.
Заселившись в кемпинг, больше похожий на ниибических размеров базу отдыха, пошли гулять пешком. Самое большое впечатление от Хельсинки - количество мусульман в хиджабах. Сотни их! Негодуйте, христиане, радуйтесь, мусульмане, буддисты - забейте. День выдался дождливый, поэтому мы, взявши в руки по пластиковому пакету, мимикрировали под русских туристов и пошли в Итакескус - самый большой во вселенной магазин. Обычные унылые люди ездят в Хельсинки не на велике бесплатно в метро кататься, а за шмотками. Зашли и мы в неведомый европейский магазин - H&M. Подивились финским ценам, и прикупили всякий дефицит - когда ещё в Европу выберемся! Соотечественников в очереди к кассе больше, чем мусульман на улице (сотни их!). Голубой продавец упаковал наши покупки в гермомешки и опломбировал печатью - если не откроем до границы, вернут 15% по tax-free. Утомлённые туризмом, возвращались на бесплатном метро в кемпинг. Как раз в это время в далёкой родной Самаре открывался первый в наших краях H&M.
Хельсинкский тротуар - слева иди, справа езжай
Нигга-фест
Муслим-фест
Пацанская ласточка
Не рискуй - собаку запаркуй!
Ужинали с германцами. Мы восхищались их путешествующими пенсионерами, а они отвечали, что только старики в Германии нормально и живут, за счёт всех остальных. Они восхищались Путиным, единственным в мире не продавшим свои нефтевышки американцам. Мы отвечали, что Путин ест детей. Они говорили да, да, но нефтевышки, знаете ли.. Для обсуждения кухонной политики, как выяснилось, не нужно обладать большим словарным запасом. Думаете, что не знаете английский - пообщайтесь с немцами.
Думаете, что знаете английский - пообщайтесь с англичанами. Битых полчаса мы не могли понять, что они от нас хотят, а хотели они одолжить наш котелок. Насколько можно судить о всех англичанах по трём случайным людям из финского кемпинга, все англичане чопорные и высокомерные. Даже выпрашивая у нас котелок, чтобы сварить сосиски, они держались, так, как будто мы просим у них политического убежища. Поэтому чтобы в следующий раз поставить их на место, по приезду я сразу с вокзала поехал на велике в
Мake a talk.
Make a talk - это самые индивидуальные в мире в Самаре занятия по английскому языку и лексический минимум английских проклятий, которые позволят чувствовать себя уверенно в любом финском кемпинге!
Make a talk - разомни свой язычок!
ну и сам там ещё что-нибудь допиши
Метро в Хельсинки всё-таки платное. Хорошо, что мы узнали это от русского эстонца, а не от контролёра, которые иногда ходят по вагонам в поисках восьмидесяти евро. Жёлтая полоса на полу перед эскалатором - это турникет. Если пересечёшь её, не купив билет, по тебе ударят муки совести. У эстонского русского финна иммунитет - «Два года тут живу, ни разу не платил».
Shit happens
Хельсинки - мокрый город
Очень мокрый
Дождь, тем временем, не думал кончаться, удерживая нас в Хельсинки. Пересчитав по пальцам одной руки оставшиеся легальные дни в евросоюзе, решили что проедем сотню километров на автобусе, а потом никому не скажем. По 800 рублей купили билеты и с помощью кемпинговых финнов заказали по телефону три места для велов.
Телепортировались круто - прямо в Котку, обогнав дождь. До границы два дня пути, но уже попадаются вывески «Рыба» и «Б/у резина». Увидели знак королевской дороги - как раз по ней мы и собирались ехать через всю страну. Она проложена по маленьким неосновным дорогам, и раньше здесь конями возили почту. Ехать по извилистой королевской дороге куда интереснее и дольше, чем по обычной прямой. Попадаются антидождевые ящики с тетрадкой-писькомером, где велотуристы сухим языком цифр хвалятся, кто сколько накрутил по финским дорогам. Около одного из таких ящиков мы обнаружили смотровую вышку и решили тут заночевать. По традиции, рядом обнаружился дровяной склад и кострище.
Пейзаж с вечерней вышкой
Деревьев в Финляндии - как у нас - жги-не хочу
Сибирь практически
На следующий день мы, видимо, проезжали портал между финским и параллельным, российским измерением, поэтому воспоминания обрывочны - какие-то сказочные лесные поселения с арочными мостиками через речку, щука с первого заброса, дождь, заброшенный лыжный трамплин до небес посреди леса, азербайджанские финны пекут нам лаваш, и вот мы стоим у кемпинга Vaalimaa. До границы 6 километров. Переночуем - и домой, до утренних пробок. «Не-а, у нас места только для караванов. Нет, палатку поставить нельзя. Хотите набрать воды? Платите за день». Вот так. С верблюдами можно, с палаткой нельзя. Бог им судья. Встали в поле за забором, отпраздновали последнюю дикую финскую ночёвку кашей с земляникой, и до утра тыкали иголками в чучела хозяев кемпинга Vaalimaa.
Катя собирает ягоды, Максим - иголки и глину.
К концу поездки в результате эволюции у вела отросла корзина и ещё одна сумка
Отъезжающие россияне финских пограничников особо не интересуют - проверили паспорта, вернули налоги за шмотки, до свидания. Вещи не осматривали, вывози хоть лося. То ли дело родная граница! Судя по скопившейся очереди, каждого вернувшегося гражданина встречают хлебом-солью и песней «к нам приеехал, к нам приеехал!». И правильно делают, на нейтральной полосе мы несколько раз порывались развернуться, да движение одностороннее и снайперы. Сумки на нашей границе проверили только у Максима, наверное, потому что он ехал с Катиными, в цветочек.
О нет! Только не видеонаблюдение!
Правила жизни в России
Николай, не чета аландским супермаркетам, работает 24 часа
А за Российской границей веложизни нет. По двухполосной дороге, сделанной из трещин с вкраплениями асфальтового покрытия, носятся фуры, обочина отсутствует. Поэтому мы решили вызвать такси. Оно эвакуирует велосипедистов до Выборга прямо вместе с велосипедами. А в Выборге есть РЖД. Такси ответило, что приедет завтра вечером - «Знаете сколько вас таких!». Ок, покатили, что-нибудь придумаем, в Финляндии срабатывало. Через три километра первое поселение - Торфяновка. И автовокзал! Решаем захватить автобус (велосипедист! всегда бери с собой набор шестигранников), но не дать ему уехать без наших велов - по такой дороге всё равно смерть. Водитель оказался сговорчивым, а из пассажиров кроме нас были только два торфяновских пацана, которые помогли затащить велосипеды прямо в салон.
Торфяновский автовокзал
Думай позитивно!
Едем, как бы на велах, но в автобусе, смотрим в окно: покосившиеся домики, как в туманном Fiskо, только в этих, похоже, живут, серые пятиэтажки, мужики в сланцевых носках у подъезда, речка, небо голубое. Неспроста у иностранцев первые две недели в России такие оухевшие глаза. Зато в какой Финляндии так вот запросто снимешь пол-автобуса за двести рублей! Даже постепенно наполнившие оставшуюся половину салона выборгские дачники проявляли чудеса толерантности, матеря нас исключительно про себя. В общем, Россия - самая лучшая страна, и люди у нас хорошие, когда не пьют, добавьте только, пожалуйста, велодорожек.
Вот и всё, что я хотел сказать о Финляндии
До этого Самое начало