О том, что в СССР разрабатывают боевые лазеры, узнал на третьем курсе института.
В 1967 году в середине учебного года у нас на военной кафедре появился новых преподаватель электроники.
По военной специальности, полученной на военной кафедре Кузбасского Политехнического Института - противотанкист.
Специалист по ПТУРС.
Противотанковой управляемый реактивный снаряд- ПТУРС.
Это небольшая ракета, управляемая оператором, который наводит ее в танк, наблюдая за горящим трассером.
Глаз оператора, горящий трассер на ракете и танк, все совмещаем и танку кранты.
Три точки наведения, глаз, трассер, танк.
Оператор должен все время совмещать трассер летящего птурса с танком. Ошибся, ракета зарылась в землю.
Все зависит от искусства владения управлением птурса оператором.
Затем появились двух точечные.
Прицел , танк. Прицел удерживаем на танке.
Две точки. Гораздо проще. Птурсом оператор не управляет. Им управляет компьютер, а задача оператора удерживать прицел на цели.
Сегодня есть одноточечные. Наводим прицел на цель и нажимаем кнопку « Цель».
Все остальное делает за нас компьютер.
Это прицел современного танка. Одноточечный или двух точечный, не знаю.
Мы учились во время трехточечных птурсов.
И что бы это все совместилось, нужно много, много электроники и на пульте, что управляет ракетой.
И в самой ракете, что управляется с пульта.
Огромная электронная схема, состоящая из тысячи диодов, триодов, денисторов, сениторов и подобной удивительных вещей, которым нас учили уже год, и без толку, надо сказать.
Наши преподаватели за годы преподавания выучили схему наизусть, но объяснить нам, так, что бы мы поняли, было выше их сил. Очень сложная и большая схема.
Мы делали вид, что учим, они, что учат, в результате был бы обычный.
Но, где то произошел взрыв при испытании очередного лазера и один из разработчиков оказался в ссылке, у нас в Сибири , в Кемерово, на военной кафедре преподавателем.
И я наглядно убедился, сложных и непостигаемых предметов нет.
И не я один.
Любую супер сложную проблему можно свернуть до простого, до простых элементов и снова развернуть ее, увеличивая количество элементов до бесконечности.
Это умение сворачивать проблемы и разворачивать признак ума.
Умение сворачивать и разворачивать проблему, мера владения проблемой, если ум есть.
Приложите эти простые правила к вашим оппонентам и вы узнаете, много интересного об их уме и степени владения проблемой, о которой они так уверенно высказываются.
Русские люди любители кратких ответов на любую проблему.
Попросите отвечающего развернуть вам его краткий ответ и вы увидите его меру овладения проблемой. Это к слову.
Свою первую лекцию новый преподаватель начал с опроса, убедившись в аудитории нет не одного человека, кто мог вразумительно сказать что то толкового, сказал:
- Понятно.
И начал так. Нам надо направить нашу ракету в танк.
Для этого была разработана схема управления.
Она перед вами и нарисовал квадрат на доске.
Один маленький пустой квадратик.
Не тысячу элементов, а один маленький пустой квадратик.
Улыбнулся, и продолжил.
Электронные схемы очень похожи на людей.
Что вы будете делать после моей лекции?
Пойдете обедать. Если вас не кормить, никакого учения не будет.
То же самое с электронной схемой. И нарисовал второй квадратик.
Блок питания.
И мы увидели на доске два квадратика.
Блок питания не может быть постоянно включен, он быстро израсходует свой заряд.
Все должно включаться, когда танк противника перед нами и для этого нам нужно в схеме много включателей- выключателей, подобный вот этому.
Он подошел к стене и несколько раз щелкнул выключателем, включив и выключив свет в аудитории.
Включатель называется триггером в электронных схемах.
Нарисовал и объяснил нам схемы нескольких типов триггеров.
Попутно легко и просто пояснив действия электронного триода, транзистора, диода, сопротивления и конденсатора.
Сложная схема триггера распалась на простые элементы, которые были нам привычны и были вокруг нас. В электрическом утюге , к примеру.
Три месяца он был у нас преподавателем.
Затем его отозвали из ссылки туда, оттуда он и появился.
На разработку боевых лазеров.
Вспоминая специалиста по боевым лазерам и огромную схему управления ПТУРС понимаю, в жизни нет сложного и простого.
Есть то, что знаем и умеем, и то чего не знаем и не умеем.
Проболел 15 лет, тяжело, самые золотые для мужчины годы.
От 25 до 40 лет.
Сегодня вывожу себя из подобных состояний за три дня.
Три дня и 15 лет. Сравните. Где сложно и где просто.
Вспоминаю производство, то, как начинал мастером, механиком.
Своих руководителей, холеных мужчин в костюмах и белых рубашках с галстуками.
И проблемы, которые они решить не могли.
Мечтал, вот стану директором завода, эти проблемы решу обязательно.
Сегодня и с должности мастера решил бы некоторые из них сходу, не замарачиваясь.
И власти не надо. И должностей не надо. Опыт прожитых лет показывает, есть проблема, которая всех достала, начинайте ее решать и никто из властных не вмешается.
Решили. Молодец и вас тут же поставят на место.
Но.
Не надо расстраиваться, опыт и умения новые у вас уже отобрать невозможно.
И женщины. Какие сложные они, когда вам 19-20 лет.
И какие они простые, когда знаешь и умеешь.
Нет в этом мире сложного, как нет и простого.
ваш.