"Bohemian Rhapsody"
В тексте этого отрывка упоминаются Скарамуш, фанданго, Галилео Галилей, Фигаро и Вельзевул с криками "Бисмилла! [По-арабски: "Во имя Бога!"] Мы тебя не отпустим!", в то время как соперничающие группировки сражаются за его душу, одни хотят "отпустить его" и "избавить его жизнь от этого чудовища", а другие посылают ему "громы и молнии - очень, очень пугающие". В книге "Фредди Меркьюри: Окончательная биография" Лесли-Энн Джонс выдвигает теорию, что это также образное представление четырех участников группы: Меркьюри, Мэя, Тейлора и Дикона соответственно. Раздел завершается полной хоровой обработкой лирики "Вельзевул отложил для меня дьявола!" на мажорном аккорде в блоке B♭. Роджер Тейлор завершает финальный аккорд фальцетом B♭ в пятой октаве (B♭5).
Используя 24-дорожечную технологию, доступную в то время, на создание раздела "оперы" ушло около трех недель. Бейкер сказал: "Каждый раз, когда Фредди придумывал очередную "Галилео", я добавлял к катушке еще один кусок пленки". Бейкер вспоминает, что у них постоянно изнашивалась лента, из-за чего приходилось делать пересадки.
Оперная часть переходит в рок-интерлюдию с гитарным риффом, написанным Меркьюри. В 4:15 Меркьюри, записанный вчетвером (в стерео четыре части звучат в двух вариантах слева и в двух справа), поет гневную лирику, адресованную неопределенному "вам", обвиняя их в предательстве и жестоком обращении и настаивая на том, что "не можешь так поступить со мной, детка", прежде чем в заключительных строках говорится, что певцу "просто нужно убраться подальше" от неопределенного "здесь". Затем следуют три восходящих гитарных аккорда. Затем Меркьюри играет аналогичную мелодию на пианино, и в финале песня переходит в ритардандо.
После того, как Меркьюри играет восходящие октавы нот из миксолидийского лада Си (состоящего из нот из гаммы Ми), песня возвращается к темпу и форме вступления, сначала в ми-мажоре, затем быстро переходит в до-минор, чтобы вскоре перейти к резкой короткой серии из модуляций, снова возвращая ее к до-минору как раз к заключительной части "nothing really matters". Гитара аккомпанирует припеву "ooh, ooh yeah, ooh yeah". Снова звучит "Nothing really matters...", "дополненная легкими фортепианными арпеджио, предполагающими как смирение (минорные тональности), так и новое чувство свободы в широком вокальном диапазоне". После многократного повторения строчки "nothing really matters" песня, наконец, заканчивается в тональности ми-мажор, но затем снова меняется на фа-мажор непосредственно перед ее окончанием. За финальной строчкой, "Как бы ни дул ветер", следует тихий звук гонга, который, наконец, снимает напряжение, накапливавшееся на протяжении всей песни.
Газета New York Times прокомментировала, что "наиболее характерной чертой песни является фаталистический текст". Меркьюри отказался объяснить свою композицию, сказав лишь, что она посвящена отношениям; группа по-прежнему хранит тайну песни. Брайан Мэй поддерживает предположение, что в песне содержались завуалированные намеки на личные травмы Меркьюри. Он вспоминает: "Фредди был очень сложным человеком: внешне легкомысленным и забавным, но он скрывал неуверенность и проблемы, пытаясь привести свою жизнь в порядок с учетом своего детства. Он никогда не объяснял текст, но я думаю, что он вложил в эту песню много своего". Мэй, однако, говорит, что группа согласилась с тем, что суть текста - это личное дело композитора. В документальном фильме BBC Three о создании "Богемной рапсодии" Роджер Тейлор утверждает, что истинный смысл песни "достаточно очевиден, лишь немного бессмыслицы в середине".
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Фредди Меркьюри: Это одна из тех песен, в которых есть что-то фантастическое. Я думаю, люди должны просто послушать ее, подумать о ней, а затем составить собственное мнение о том, что она им говорит... "Bohemian Rhapsody" появилась не просто так. Я провел небольшое исследование, хотя это была ироничная и пародийная опера. Почему нет?
Несмотря на это, критики, как журналисты, так и ученые, высказывают предположения о значении текста песни. Некоторые считают, что в тексте описывается убийца-самоубийца, преследуемый демонами, или события, непосредственно предшествующие казни. Последнее объяснение указывает на роман Альбера Камю "Незнакомец", в котором молодой человек признается в импульсивном убийстве и на него находит прозрение перед казнью, как на вероятное вдохновение. Когда группа выпустила кассету с лучшими хитами в Иране, к ней была приложена брошюра на персидском языке с переводом и пояснениями. В пояснении Queen говорится, что "Богемная рапсодия" рассказывает о молодом человеке, который случайно убил кого-то и, подобно Фаусту, продал свою душу дьяволу. В ночь перед казнью он взывает к Богу, произнося "Бисмилла", и с помощью ангелов освобождает свою душу от Шайтана.
Другие критики интерпретировали текст как способ решения Меркьюри личных проблем. Музыковед Шейла Уайтли отмечает, что в год написания "Богемной рапсодии" в личной жизни Меркьюри наступил поворотный момент. Он прожил с Мэри Остин семь лет, но только что вступил в свой первый роман с мужчиной. Она предполагает, что песня дает представление об эмоциональном состоянии Меркьюри в то время, когда он "жил с Мэри ("Mamma", как в "Mother Mary") и хотел отделиться ("Mamma mia, отпусти меня")". Другие предполагают, что это завуалированный намек на каминг-аут и борьбу с последствиями законов о содомии того времени. Кроме того, песню можно интерпретировать как взгляд человека, приговоренного к смертной казни, размышляющего о своей жизни и готовящегося к своим последним мгновениям.Третьи считают, что текст был написан только для того, чтобы соответствовать музыке, и не имел никакого смысла; DJ, телеведущий и комик Кенни Эверетт, сыгравший важную роль в популяризации сингла в своем радио-шоу на Capital Radio, процитировал Меркьюри, утверждавшего, что текст был просто "случайной рифмой, чепухой".
Когда группа захотела выпустить сингл, несколько руководителей сказали, чтобы из-за его продолжительности в 5 минут и 55 секунд он был слишком длинным и никогда не стал бы хитом.
Меркьюри прокомментировал длину песни: Это был очень большой фактор риска. Поначалу радиостанциям это не очень понравилось, потому что она было слишком длинной, а звукозаписывающие компании сказали, что в таком виде песню продавать нельзя, и после того, как я практически собрал все три песни вместе, они захотели, чтобы я как бы разделил их еще раз, так что я сказал: ни за что. Они сказали, что никто не будет играть её, она слишком длинная, а я просто сказал, что она либо выйдет полностью, либо не выйдет вообще. Так что это был большой риск, потому что никто не хотел ее играть, и, к счастью, она стала большим хитом.
Песня была сыграна другим музыкантам, которые прокомментировали, что у группы не было никакой надежды на то, что она когда-либо прозвучит на радио. По словам Бейкера, он и группа обошли эту корпоративную оценку, сыграв песню для Эверетта:
"у нас была катушка с копией, но мы сказали ему, что он может получить ее, только если пообещает не воспроизводить. "Я не буду ее воспроизводить", - сказал он, подмигнув..."
План сработал - Эверетт дразнил своих слушателей, проигрывая только отрывки из песни. Спрос аудитории возрос, когда Эверетт поставил песню целиком на своем шоу 14 раз за 2 дня. Толпы поклонников попытались купить сингл в следующий понедельник, но в музыкальных магазинах им сказали, что он еще не выпущен. В те же выходные Пол Дрю, который управлял радиостанциями RKO General в США, услышал трек на шоу Эверетта в Лондоне. Дрю сумел раздобыть копию кассеты и начал крутить ее в США, что подтолкнуло американский лейбл Queen, Elektra Records. В интервью Sound on Sound Бейкер заметил, что "это была странная ситуация, когда радио по обе стороны Атлантики побивало рекорд, который, по словам звукозаписывающих компаний, никогда не попадет в эфир!"
В конце концов, был выпущен неотредактированный сингл, на второй стороне которого была песня "I'm in Love with My Car". После выходки Эверетта, звукорежиссер Эрик Холл передал копию Дэвиду "Дидди" Хэмилтону, чтобы тот сыграл ее в своем дневном шоу на Radio One. Холл заявил: "Монстр, монстр! Это могло бы стать хитом!"
Песня стала рождественским хитом №1 в Великобритании в 1975 году, удерживая первую строчку в течение девяти недель. "Bohemian Rhapsody" стала первой песней, которая дважды занимала первое место в Великобритании с одной и той же версией, а также единственным синглом, который дважды становился рождественским номером один с одной и той же версией. Вторая версия была переиздана (как двойной сингл с "These Are the Days of Our Lives") в 1991 году, после смерти Меркьюри, и оставалвсь на первом месте в течение пяти недель. В 1991 году в Великобритании было продано 673 000 копий переизданной версии.
В США сингл также имел успех, хотя поначалу в меньшей степени, чем в Великобритании. Сингл, выпущенный в декабре 1975 года, достиг девятой строчки в Billboard Hot 100 и был сертифицирован Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии как золотой за продажи в миллион копий.
В своей ретроспективной статье Энтони Декертис из Rolling Stone объяснил, почему песня заняла менее высокие позиции в чартах США, сказав, что это "типичный пример того, что не очень хорошо воспринимается в Америке". Однако, продержавшись в чарте 24 недели, он занял 18-ю строчку в годовом чарте Billboard по итогам года, что выше, чем некоторые первые места в этом году. Благодаря канадской публике, покупающей пластинки, сингл добился большего успеха, заняв первое место в национальном чарте синглов RPM за неделю, закончившуюся 1 мая 1976 года.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
В США "Bohemian Rhapsody" была переиздана в виде двойного сингла с "The Show Must Go On" в январе 1992 года, через два месяца после смерти Фредди Меркьюри, а вырученные средства были направлены в Фонд Мэджика Джонсона для исследования проблемы СПИДа. Песня вновь попала в чарт Billboard Hot 100 спустя 16 лет, заняв второе место и проведя в нем 17 недель. После выхода байопика Queen, названного в честь этой песни, она в третий раз вернулась в чарты на 33-ю строчку, отметив 26 лет с момента своего последнего попадания в чарты.
В марте 2021 года альбом был сертифицирован как бриллиантовый (10× платиновый) в США за совокупные цифровые продажи и трансляции, равные 10 миллионам экземпляров. По состоянию на сентябрь 2017 года в США было продано 4,4 миллиона цифровых копий.
Хотя некоторые артисты сняли видеоклипы к песням (в том числе и сами Queen; например, на их ранних синглах "Keep Yourself Alive", "Liar", "Seven Seas of Rhye" и "Killer Queen" уже были "поп-промо", как их называли в то время), это было только после успеха "Bohemian Rhapsody". Звукозаписывающие компании стали регулярно выпускать рекламные ролики для синглов. The Guardian заявила, что это "гарантирует, что отныне видео станут обязательным инструментом в маркетинге". Затем эти видеоролики можно было бы показывать в телевизионных шоу по всему миру, таких как Top of the Pops на BBC, без необходимости личного присутствия артиста. Промо-ролик также позволил артисту транслировать свою музыку в сопровождении выбранных им самим визуальных эффектов. По словам Мэя, клип был снят для того, чтобы группа могла избежать выступления на Top of the Pops. Он также сказал, что группа знала, что во время тура они выступят в Caird Hall в Данди, и эта дата не соответствовала программе, поэтому промо-ролик решил бы проблему. Видео было воспринято как начало эры MTV.
С другой стороны в 1966-ом году The Beatles сняли клипы “Rain” и “Paperback Writer” для шоу Эда Салливана, с теми же намерениями. Так что вопрос кто придумал MTV весьма спорный.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Группа использовала Trillion, дочернюю компанию Trident Studios, их бывшую управляющую компанию и студию звукозаписи. Они наняли один из своих грузовиков и доставили его в Elstree Studios в Хартфордшире, где группа репетировала перед туром. Режиссером клипа выступил Брюс Гауэрс, который снимал видео с выступления группы в 1974 году в лондонском Rainbow Theatre, а записывали его оператор Барри Додд и ассистент режиссера Джим Маккатчен. Видео было снято всего за четыре часа 10 ноября 1975 года и обошлось в 4500 фунтов стерлингов. Гауэрс сообщил, что группа участвовала в обсуждении клипа и его результата и "в какой-то степени сотрудничала, но у них был только один лидер".
Видео начинается с кадра, на котором четыре участника группы стоят ромбом, запрокинув головы, в почти полной темноте, когда они поют партию а-капелла. Свет гаснет, и кадры переходят в крупные планы Меркьюри. Композиция этого кадра совпадает с фотографией Мика Рока на обложке их второго альбома Queen II. Фотография, вдохновленная фотографией Марлен Дитрих, была любимым изображением группы. Затем в клипе музыканты играют на своих инструментах. В оперной части клипа сцена возвращается к стоячим позициям Queen II, после чего они снова выступают на сцене во время исполнения хард-рока. На последних секундах ролика Роджер Тейлор изображен обнаженным по пояс, ударяющим в гонг в манере торговой марки the Rank Organization Gongman, известной в Великобритании как открывающая часть всех фильмов Rank film productions.
Все спецэффекты были созданы во время съёмок, а не монтажа. Визуальный эффект расплывающегося лица Меркьюри (во время повторяющихся реплик "Magnifico" и "Let me go") был достигнут путем наведения камеры на монитор, что создало визуальную обратную связь, блики, аналогичные звуковой обратной связи. Иллюзия пчелиных сот была создана с помощью фигурного объектива. Видео было смонтировано в течение пяти часов, поскольку его должны были выпустить в эфир на той же неделе. Видео было отправлено на BBC, и впервые вышло в эфир на Top of the Pops в ноябре 1975 года.
Несмотря на то, что песня стала одной из самых почитаемых в истории популярной музыки, первоначальная реакция критиков была неоднозначной. Музыкальные издания Великобритании отреагировали с недоумением, признав, что песня была оригинальной и технически совершенной, но в основном они остались равнодушны. Пит Эрскин из NME заметил: "Будет интересно посмотреть, прозвучит ли она полностью по радио. Она исполнена на редкость хорошо, но больше с точки зрения продюсирования, чем с точки зрения чего-либо еще... Кто-то где-то решил, что следующий релиз парней должен звучать "эпично". Так оно и есть. Они звучат чрезвычайно самонадеянно".
Аллан Джонс из Melody Maker не был впечатлен, описав песню как "внешне впечатляющую смесь несочетаемых музыкальных стилей", и что Queen "удалось приблизиться к безумной ярости Балхэмского любительского оперного общества, исполнявшего "Пиратов Пензанса"... "Bohemian Rhapsody" полна драмы, страсти и романтики и звучит скорее как одна из тех мини-опер, которые Пит Таунсенд обычно ставил в конце альбомов Who", - прежде чем закончить: "Смысл композиции полностью ускользает от меня, хотя, должен признаться, я нахожу ее ужасно увлекательной. Несмотря на продолжительность, альбом, скорее всего, станет хитом огромных масштабов". Рэй Фокс-Камминг из Record Mirror также остался равнодушен, сказав: "Среди множества его частей нет ни одной, которая имела бы непосредственный успех.
Там почти нет мелодии и уж точно нет ни одной строчки, за которую можно было бы зацепиться. Нельзя отрицать, что это дьявольски умно, в нем есть все - от фрагментов оперных гармоний до отрывков, которые звучат как у Спаркса и Дэвида Кэссиди, но, в конце концов, в целом получается меньше, чем сумма его частей". Однако он сказал, что "немыслимо", чтобы это не стало хитом. Самый положительный отзыв был получен от Sounds, который назвал его "невероятно бессвязной и сложной, но ослепительно умной эпопеей, созданной воспаленным умом Фредди Меркьюри". Cash Box назвал это "мягко спетой одой в честь перспективы отказа от привычного образа жизни" с "хорошим пением" и "хорошей постановкой". Record World назвал это "величественным вокальным исполнением, достигающим оперных масштабов".
Слушать в Youtube
I и
II, Яндекс.Музыке
I и
II, и в VK
I и
II.