461 Ocean Boulevard - второй сольный студийный альбом Эрика Клэптона, выпущенный лейблом RSO Records в июле 1974 года. Один из самых известных, высоко оценённых критиками и коммерчески успешных альбомов Клэптона. Он занял 409-е место в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone.
В 2004 году было выпущено ремастированное издание альбома на двух компакт-дисках, которое помимо песен альбома включало отрывки из двух концертных выступлений в Hammersmith Odeon и бонус-треки в виде студийных джем-сейшнов периода записи пластинки.
461 Ocean Boulevard является вторым студийным альбомом Клэптона в его сольной карьере, начавшейся после завершения проекта Derek and the Dominos. Этот альбом вышел спустя почти четыре года после его дебютного сольного диска, главным образом, из-за проблем, вызванных героиновой зависимостью Клэптона. Альбом был записан в апреле-мае 1974 года на студии Criteria Studios в Майами (штат Флорида, США). Во время работы над ним Клэптон жил в расположенном неподалёку городке Голден-Бич в доме по адресу 461 Ocean Boulevard, который он использовал в качестве названия альбома (на обложке изображена фотография этого дома).
Этот альбом включает в себя композицию «I Shot the Sheriff», одну из самых известных песен Клэптона, являющуюся блюзовой кавер-версией одноимённо композиции ямайского музыканта Боба Марли. Незадолго до выхода 461 Ocean Boulevard эта композиция Клэптона была выпущена в виде сингла, занявшего первое место в Billboard Hot 100.
В 2004 году вышло юбилейное ремастированное переиздание на двух дисках. Первый диск включает все композиции оригинального издания 1974 года и несколько дополнительных композиций, записанных в студии. Второй диск содержит записи, сделанные 4 и 5 декабря 1974 года на концерте в Лондоне. В 2013 году лейбл Polydor Records выпустил бокс-сет из пяти компакт-дисков под общим названием Give Me Strength. The '74/'75 Recordings, содержащий переизданные, ремастированные и ранее не издававшиеся записи Клэптона. Первый диск содержит расширенную версию альбома 461 Ocean Boulevard.
Альбом стал возвращением Клэптона в студию звукозаписи после трехлетнего перерыва из-за его героиновой зависимости. Название отсылает к адресу на Океанском бульваре в Голден-Бич, штат Флорида, где Клэптон жил во время записи альбома.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Преодолев свою героиновую зависимость, Клэптон осознал, что потратил впустую три года своей жизни, заявив, что не делал ничего, кроме как смотрел телевизор и терял форму. Когда Клэптону понадобилась помощь в работе на ферме, он начал слушать много новой музыки и старых блюзовых пластинок, которые привез с собой, и снова начал играть, даже сочиняя целые песни из простых идей. С учетом этих идей для песен Карл Рэдл, бывший басист Derek and the Dominos, подарил Клэптону демо-кассету с песнями, которые Рэдл исполнил вместе с клавишником Диком Симсом и барабанщиком Джейми Олдейкером. Клэптону понравились записи, и он назвал их "просто превосходными".
У Клэптона было время написать новый материал для следующего альбома Radle. Когда Клэптон приступил к работе над треками для предстоящего студийного релиза, он хотел оставить свои песни как можно более незавершенными, чтобы музыканты, которые собирались записываться с Клэптоном в студии, получили возможность сделать их своими собственными. После того, как Клэптон появился в рок-опере "Томми", его тогдашний менеджер Роберт Стигвуд связался с ним по поводу нового проекта. Стигвуд организовал для Клэптона запись в студии Criteria Studios в Майами, штат Флорида, с Рэдлом, Симсом, Олдакером и продюсером Томом Даудом. Когда пришло время записывать новый альбом, Клэптон беспокоился как о его коммерческом, так и художественном успехе, отмечая, что его концепция нового альбома сработает только тогда, когда между музыкантами возникнет взаимная симпатия. Клэптон также нанял приглашенную вокалистку Ивонн Эллиман и гитариста Джорджа Терри в качестве постоянных участников своей группы.
Стигвуд также оплатил проживание Клэптона в арендованном доме по адресу 461 Ocean Boulevard в городке Голден-Бич недалеко от Майами. Весь альбом был записан с апреля по май 1974 года. Для записи альбома Клэптон использовал свою электрогитару Blackie Fender Stratocaster. Для работы со слайд-гитарой Клэптон использовал несколько гитар Gibson ES-335. Он также играл на винтажных акустических гитарах Martin.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Райан Бук из Music Times отметил, что музыка на альбоме варьируется от "яркого блюз-рока" до сентиментальных баллад, таких как "Let It Grow", а Роберт Кристгау сказал, что в нем присутствует "сонный постджанк-фанк" с намеками на секс.
В своей автобиографии "My Life", опубликованной в 2007 году, Клэптон вспоминает, что ему очень понравились текст песни и инструментальные партии "Let It Grow", которые он написал сам, хотя музыкальные критики, а также сам Клэптон отметили, что мелодия и последовательность аккордов почти такие же, как в "Stairway to" группы Led Zeppelin. Небеса". За исключением "Let It Grow" и "Get Ready", песен, которые Клэптон написал о ней вместе с приглашенной вокалисткой Ивонн Эллиман, альбом состоит из различных кавер-версий песен, которые долгое время были у Клэптона в голове: "Willie and the Hand Jive", "Steady Rollin' Man". и "Я не могу Больше сдерживаться". Клэптон впервые услышал песню "Give Me Strength" в Лондоне в 1960-х годах, когда он жил с Чарли и Дианой Рэдклифф на Фулхэм-роуд. Он хотел записать эту песню, так как считал, что она хорошо подойдет для альбома. Пока группа записывалась, Джордж Терри привлек внимание Клэптона к альбому Burnin' группы Bob Marley and the Wailers, заявив, что ему очень понравилась песня "I Shot the Sheriff". Он убедил Клэптона записать версию этой мелодии, которая не понравилась Клэптону из-за ее мелодии в стиле "хардкор-регги". В конце концов, группа убедила Клэптона включить эту песню в альбом, отметив, что она определенно станет хитом. Когда Клэптон познакомился с Бобом Марли спустя годы после выхода его версии песни, Марли сказал Клэптону, что ему очень понравилась обложка.
Альбом завершается песней Джорджа Терри "Mainline Florida", которая "отходит от устоявшегося тона пластинки" и в которой Клэптон использует talk box.
Альбом "461 Ocean Boulevard" был выпущен в июле 1974 года на виниле и компакт-кассетах в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Новой Зеландии. Лейбл RSO Records решил выпустить альбом на территориях, где он мог бы попасть в чарты и распродаться большим количеством копий; он был выпущен в Аргентине, Австралии, Австрии, Бразилии, Канаде, Дании, Франции, Германии, Греции, Индии, Ирландии, Италии, Японии, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегия, Португалия, Россия, Испания, Швеция, Тайвань, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Уругвай, Югославия и Венесуэла. Таким образом, это был один из немногих альбомов поп-музыки, который легально продавался в СССР. За прошедшие годы альбом несколько раз переиздавался, в том числе в 1988, 1996 и 2004 годах для воссоединенной Европы, также в формате компакт-диска и с помощью цифровой загрузки музыки.
"461 Ocean Boulevard" - один из самых успешных коммерческих релизов Клэптона, который попал в топ-10 в восьми странах и достиг первого места на трех территориях, включая Канаду и Соединенные Штаты. Альбом попал в Топ-5 в Великобритании, достигнув третьего места. В Нидерландах и Норвегии студийный релиз 1974 года достиг четвертой строчки в национальных альбомных чартах. В Германии и Новой Зеландии альбом достиг одиннадцатой и тридцать восьмой строчек соответственно. В чартах 1974 года студийный альбом достиг пятой строчки в канадском чарте RPM, а в Нидерландах альбом занял двадцать вторую строчку. В Соединенных Штатах релиз был сертифицирован золотым диском при тиражах более 500 000 экземпляров.
Было выпущено два сингла; первый, "I Shot the Sheriff", был выпущен лейблом RSO Records в начале июля 1974 года, еще до выхода альбома. Исполнение Клэптоном мелодии Марли превзошло оригинальную версию, попав в топ-10 сингловых чартов девяти стран и став единственным хитом Клэптона номер один в чарте Billboard Hot 100. В 2003 году версия Клэптона была включена в Зал славы "Грэмми". Сингл также стал первым синглом Клэптона, который хорошо продавался на международном уровне, получив золотую сертификацию в Соединенных Штатах, а также двойную платиновую награду в Канаде. Вторым треком, выпущенным в качестве сингла, была "Willie and the Hand Jive", которая вышла в октябре 1974 года. Клэптон сбавил темп для своей версии. Автор Крис Уэлч считает, что песня только выигрывает от такого "замедленного звучания". Однако критик Rolling Stone Кен Эмерсон жалуется, что песня звучит "обескураживающе скорбно". Другие критики высоко оценили уверенный вокал Клэптона. Автор Марк Роберти утверждал, что в этой песне "вокал Клэптона явно стал более зрелым, с колебаниями и интонациями, которые были скорее убедительными, чем неуверенными, как в прошлом". Версия песни Клэптона была выпущена синглом в 1974 году и достигла 26-й строчки в Billboard Hot 100 и 28-й позиции в Нидерландах.
Click to view
Click to view
В рецензии для журнала Creem в сентябре 1974 года Роберт Кристгау сказал: "Каким бы невероятным это ни казалось, Клэптон вывел свою непринужденность на новый уровень. Возможно, это самое блестящее исследование метафорических возможностей кантри-блюза, которое когда-либо предпринималось, намного лучше, чем "Тадж-Махал" на первой стороне. На второй стороне, к сожалению, он немного смягчается. Но я соглашусь на два сомнительных концертных альбома, если он каждые три года будет выпускать сольный альбом, не уступающий этому". Позже он развил эту похвалу в книге Кристгау "Руководство по звукозаписи: Рок-альбомы семидесятых":
Открывая первую сторону песней "Motherless Children" и завершая ее песней "I Shot the Sheriff", Клэптон помещает сельский покой своей непринужденной музыки "with-Leon" в контекст лишений и конфликтов, добавляя остроты тихим признаниям в нужде и вере, которые в противном случае могли бы слегка пахнуть один из самых обычных товаров для сельской жизни - чушь собачья. И его честность получает свою награду: лучший секс. Непринужденная уверенность, которую вы сейчас слышите в его пении, сочетается с подергивающимися синкопами, которые он привносит в "Steady Rolling Man" Роберта Джонсона и "I Can't Hold Out" Элмора Джеймса, и хотя запоминающейся эту пластинку делают каверы, именно "Get Ready", написанная и в исполнении с Ивонной Эллиман его голос приобретает мягкость и соблазнительную интимность, к которым он никогда раньше не был так близок.
В 1974 году журналист Кен Эмерсон из Rolling Stone назвал гитарные работы Клэптона незаметными и раскритиковал его за то, что он прятался за другими музыкантами, которых Эмерсон считал менее способными. Эмерсон также поставил под сомнение решение Клэптона исполнить "добро" на альбоме, но назвал "Let It Grow" изюминкой. Эмерсон счел аранжировку Клэптоном "Motherless Children" слишком оптимистичной для мрачной песни.
Слушать на Youtube
I и
II,
Яндекс. Музыке и в
VK.