.
У древних племен Приднепровья был широко распространен культ Змеи (Ужа) - охранника и персонифицированного воплощения природных сил. В системе узора трипольской керамики встречается один и тот же образ - извивающейся Змей. Нередко Змей целиком обвивает сосуд - вместилище жидкости (влаги). В мифах славян прослеживается четкая связь змей с дождем (плодородием). Именно змеи выступают хранителями животворящей (священной) влаги. С этими демоническими представителями громовых туч ведет нескончаемые битвы змееборец Перун, освобождая Небесные Воды для земных урожаев.
Довольно часто в образе Змея выступал безжалостный предводитель неприятельского войска - обычно половецкий хан (Змей Тугарин - вождь Тугорхан). Дружина киевского князя, ориентированная на собственные интересы, могла восприниматься народом в образе мифического Змея, периодически являвшегося за сбором дани. Поэтому Киев до середины XIII в. мог восприниматься как «Логово Змея», откуда дружинники ежегодно совершали полюдье - ритуальный объезд подвластной территории за вещественной и живой податью. Движение по местности длинной колонны воинов напоминало извивающегося Змея.
.
В религии древних киевлян существовали многочисленные мифы о героях и богах-змееборцах. Это и Таргитай, Перун, Кирило Кожемяка (Кузьма-Демьян), Михайлик, архангел Михаил. Сохранились средневековые амулеты и обереги с рисунками змей.
Летописи упоминают про женские обряды с участием змееподобного «Яши» (ящера). Культ дракона-ящера сохранялся вплоть до рубежа XIX-XX вв.
По преданию, некогда жил огромный Змей, и решил он уничтожить Киев, и хвостом своим опоясал город, ожидая, когда же киевляне сдадутся на милость победителю. Кузьма-Демьян, божий кузнец (коваль), делал плуг, как вздумал напасть на него Змей и уже пролизал языком железную дверь в кузницу. Но кузнец ухватил его клещами за язык, запряг в плуг и проорал землю от моря и до моря. Змей все просился испить воды из Днепра, а Кузьма-Демьян погонял его до самого Черного моря и там уже отпустил напиться. Чудовище выпило половину моря и лопнуло (освободило священную воду плодородия) .
.
По славянской мифологии, Перун обитает на высоких вершинах или на небе, тогда как Велес живет под землей или под горой. Перун-змееборец преследует за похищение скота и людей змеевидного Велеса. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня и корову. В свою очередь, Перун во время поединка расщепляет дерево, раскалывает камень и мечет стрелы. Свою победу Перун символизирует дождем, приносящим плодородие. Таким образом, побежденный Велес, подобно Змею, отдает плененную воду Жизни.
Непобежденный Змей - вышедшая из под контроля (не сублимированная) «змеиная энергия» может ужалить просто в мозг (психические заболевания, эпилепсия и др.). Знание об этом, возможно, скрыто в легенде о Вещем Олеге. Киевский князь пожелал увидеть останки своего коня, и, наступив на его череп, произнес: «Его ли мне бояться?» В тот же миг его ужалила таившаяся в черепе змея
Современные исследователи отмечают аномалии в местах, где поток воды совершает поворот. Водная масса образует необычные вихревые токи тонкой энергии. В былые времена в подобных местах возводили культовые сооружения. Русло Днепра в р-не Киева извивается как змея и несколько раз совершает довольно резкие повороты. К тому же, течение на своем пути омывает несколько островов. Энергия этих вихревых потоков, видимо, накапливается в высотах береговой линии.