Изгурт, Завъяловский район
Удмуртский дом в Мещеряках
Ворота в удмуртском доме, Мещеряки
Ворота в удмуртском доме, Мещеряки
Кереметь (священная роща) в Мещеряках
Семейная куала в Мещеряках
Священная ель у семейной куалы в д. Изгурт
Куала (куа) - «молельня», семейное или родовое святилище удмуртов, внешне выглядит как срубная постройка без окон, с двухскатной крышей, размером с деревенскую баню. В прошлом куала также могла иметь вид шалаша или срубной постройки без крыши.
Семейная куала (покчи-куала, т.е. малая), как правило, входит в комплекс построек традиционно большого двора удмуртской усадьбы.
Родовые куалы могут располагаться в лесных, значимых для удмуртского рода (родовой группы или группы родов), урочищах - например, так называемые Великие Куалы (быдзьым-куала). По этнографическим сведениям XIX века, родовые куалы строились также во дворе жреца (восясь) или на окраине селений, но по причине усиливающейся христианизации удмуртов были вынесены в леса.
Внутри куалы находятся очаг (зола из которого священна), висящий над ним на цепи котёл, а также воршудный короб (воршуд - семейно-родовой покровитель). Сам очаг как сакральный центр или полочка для воршудного короба ассоциируется с Мудором. Воршудный короб - место пребывания воршуда, внутри короба могут находиться культовые предметы, кости или кусочки жертвенной пищи, а в старину - идол самого воршуда. Внешне-морфологически и функционально конкретный идол воршуда мог быть связан с диким зверем или птицей, он также мог быть выполнен в виде антропоморфного изваяния бородатого старца. Как отмечают исследователи, культ родового воршуда более древен, чем, скажем, почитание Инмара; он связан с миром мёртвых предков.
Мудор и Воршуд - два наиболее значимых понятия в структуре родовых верований удмуртов. В различных локальных культурах эти слова могут произноситься и пониматься по-разному, иногда эти понятия тождественны, синонимичны. Этимологическая и мифологическая интерпретация этих понятий в науке также различна.
С точки зрения В.С.Чуракова, «в самом названии духа предка-покровителя отразилась идея заботы (удм. вордэм отвордыны ‘заботиться, оберегать’) об умершем предке-родоначальнике, дух которого, по представлениям некрещеных удмуртов, покровительствовал потомкам, давал счастье - шуд.
Первоначальное значение слова мудор В.С.Чураков связывает с сакральным центром куалы - очагом родового святилища ( от му ‘земля, почва’ + имя-послелог дор ‘у, возле, около чего-либо’, т.е. ‘[находящийся] у земли’ = «очаг»).
Воршудный короб на полочке, иногда называемой мудором. Куала архитектурно-этнографмческого музея-заповедника "Лудорвай", д. Ильинка, Завъяловский р-он, Республика Удмуртия.
В куале архитектурно-этнографического музея-заповедника "Лудорвай", д. Ильинка, Завъяловский р-он, Республика Удмуртия.
С увеличением христианизации и в советское время многие куалы были утрачены или сохранили своё значение как летние кухни.
Д.Ю.Доронин