8 июня 2016 года в Иркустке состоялась торжественная церемония выкатки нового самолёта МС-21. Он пришел на смену "старичкам" Ту-154/Ту-134, чье место в небе нашей страны постепенно заняли Airbus и Boeing. Поэтому это знаковое событие для гражданской авиации России. [Spoiler (click to open)]
Все новостные агенства рассказывают нам об этом мероприятии.
Для кто хочет посмотреть не короткий сюжет в всю церемоню, нашел видео на сайте правительства РФ. Ролик идет 15 минут. Аудио-визуальное шоу с участием пианиста Дениса Мацуева, масштабно, но режиссер трансляции, то ли не выспался, то ли думал не о том. Как отчет пойдет, а вот зрелищности частенько не хватает на долгих статичных планах.
Теперь заглянем по ту сторону красивой картинки. Все ли там радужно?
История «проекта МС-21», который называют будущим отечественной гражданской авиации, началась в 2002 году, когда в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолет. Победителю выделялось 150 млн долларов и господдержка
На тендер были преставлены три самолета: ИЛ-214 - я так и не понял как эта военно-транспортная машина могла стать средне магистральным лайнером или может в те годы проект Ил-214 отличался от того, каким он предстает сейчас на фото.
ТУ-234 ( Дальнемагистральная модификация ТУ-204-300) - сегодня это действующая модель лайнера, которую можно найти в разных уголках мира.
И наконец ЯК-242 - победитель тендера, прототип нынешнего МС-21, глубокая модернизация ЯК-42, разработанный еще в 1993 году.
Предполагалось, что при запуске серийного производства самолет получит наименование Як-242, однако впоследствии от этого отказались. Тем не менее, внешний облик самолета по большому счету был известен, а макеты МС-21 с конца 2000-х годов появлялись на каждой авиавыставке.
На данный момент портфель заказов МС-21 достиг 285 самолетов. Из них 175 - это твердые контракты, по которым заказчики уже внесли аванс, еще 110 - это так называемые мягкие контракты и соглашения о намерениях. Стартовым заказчиком самолета выступил «Аэрофлот» (50 самолетов). Дмитрий Рогозин заявлял, что с 2018 года планируется ежегодно выпускать по 50 самолетов в год.
"МС-21" - магистральный самолет XXI века. Краткая презентация лайнера
Самолёт проекта МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках. Данный самолёт имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов (4,06 м), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов последнего поколения.
В рамках программы создания семейства пассажирских самолётов нового поколения в настоящее время разрабатываются лайнеры МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест).
Максимальный взлетный вес МС-21-300 составляет 79250 кг, дальность полета - 6000 км.
Оборудован лайнер по последнему слову техники, концепция управления ближе к модели Airbus. Т.е. управляется он с помощью сайдстиков, а не штурвала. Авионика полностью российская.
Вот так выглядит кабина пилотов.
Главная изюминка самолёта - композитное крыло. Оно изготавливается цельным элементом с помощью технологии вакуумной инфузии. В серийных моделях так ещё никто в мире не делал. Это позволило создать крыло с рекордным удлинением 11,5. Удлинение крыла - отношение размаха крыла к средней хорде (ширине) крыла.
Теперь хотелось бы поговорить о перспективах и месте на рынке средне-магистральных самолетов. Однозначно можно сказать, что поддержка правительства будет нацелена на замещение в небе РФ "иномарок" на МС-21. Думаю это мы увидим в ближайшие 20 лет. Особенно ценно, что лайнер получился экономичным, превосходящим по многим показателям своих одноклассников.
Если мы заговорили о конкурентах, то хотел бы рассказать о них тоже. МС-21 выходит в нишу властвования Boeing 737 и Airbus 320. Это самый большой и емкий сегмент, но и конкуренция там самая сильная, учитывая опыт ранцузов и американцев на этом рынке. Они очень сильны в таком важном компоненте, как послепродажное обслуживание и гарантийный ремонт. Наши самолеты SSJ-100 пока еще учатся решать проблему простоя на земле в ожидании запчастей. Начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2017 год.
Итак кто же главные соперники?
1)Французы обновили свою классическую модель Airbus A320.
Планёр А320neo более чем на 95 % схож с планером базовой модели, однако он выполнен с использованием новых материалов, таких как композиционные материалыи различные алюминиевыесплавы, что помогает сохранить вес и расход топлива прежними. Благодаря новым двигателям дальность полёта A320neo увеличена на 950 км, а грузоподъёмность на 2 т по сравнению с базовой моделью. Планер будет оснащается шарклетами (законцовками крыла обновлённой конструкции). Их установка также позволяет снизить на 220 тыс. долларов стоимость обслуживания одного самолёта. Первый полет состоялся 25 сентября 2014 , а первая коммерческая поставка была для авиакомпании Lufthansa в начале 2016
2)Американцы ответили моделью Boeing 737MAX, первый полет которой состоялся в 29 января 2016 года Очередная модернизация семейства Боинг-737 включает установку новых более экономичных двигателей CFM International LEAP-1B и некоторые изменения в фюзеляже и крыле самолета. Лайнеры будут оборудованы современным салоном Sky Interior. Первые поставки заказчику состоятся в 2017 году
3) В гонку ввязался канадский концерн Bombardier с новой линейкой узкофюзеляжных самолетов CS Выпущены две версииСS100 и СS300 на 110 и 130 мест соответственно. Самолеты уже находятся в коммерческой эксплутации компани Delta, Swiss air, и нескольких других(в т.ч. канадских). Данный лайнер по идее не должен был конкурировать с МС-21, так как его вместимость ниже. После многочисленных заявок эксплуатантов о повышении количества мест, в Bombardier заверили, что есть возможность разместить на борту до 160 пассажиров, путем снижения межкресельного интервала. А это уже серьезная заявка в данном сегменте.
4)Ну и самый серьезный конкурент, китайский COMAC C919. Выкатка состоялась 2 ноября 2015 года. В коммерческую эксплуатацию он должен попасть в ближайшем будущем. И уже набрал заказов в четыре раза больше чем МС-21, правда в основном от китайских заказчиков. Первые коммерческие поставки планирутся на 2018-2019
Сравнительные характеристики перспективных узкофюзеляжных самолетов
"Иркут"
Airbus
Boeing
Bombardier
МС-21-200
МС-21-300
A319NEO
A320NEO
737 MAX-7
737 MAX-8
CS300
Максимальная вместимость, пасс.
168
212
156
180
149
189
145
Грузовая вместимость, м3
34,77
49,95
21,21
37,41
27,35
44,03
29,96
Загрузка груза
Контейнеры, объемная
Контейнеры, объемная
Объемная
Объемная
Максимальный взлетный вес, кг
58190
65210
62140
65020
59530
67630
52100
Дальность полета, морские мили
3800
3620
4130
3700
3800
3620
2950
Тип двигателя
PW1400G, ПД-14
CFM LEAP-X, PW1100G
CFM LEAP-X
PW1500G
Крейсерская скорость, M
0,78-0,82
0,78-0,82
0,79
0,78-0,82
Практический потолок, футы
40000
38000
38000
40000
Экономия топлива по сравнению с существующим поколением, %
24
15
13
20
Поперечное сечение, мм
4064
3912
3759
3277
Начало коммерческой эксллуатации
2017 г.
2016 г.
2017 г.
2014 г.
Чем МС-21 лучше своих конкурентов?
Зарубежные аналоги МС-21 летают чуть дальше, но зато у МС-21 есть одно очень важное преимущество: он имеет гораздо большую вместимость. Так, например, в версии МС-21-300 он сможет перевезти 212 пассажиров. Для сравнения, у Airbus A320neo этот показатель составляет всего 180 пассажиров, у Boeing 737 MAX-8 - 189 пассажиров, у Bombardier CS300 - их всего лишь 135.
Но и это еще не все: российский самолет будет иметь больший объем багажных полок, большую ширину кресел и наибольшую ширину прохода. А новый экономичный двигатель позволит авиакомпаниям значительно снизить расходы на эксплуатацию российского самолета, что увеличит чистый ежегодный доход с одного судна на 30 миллионов долларов.
Выигрыш есть и в цене. Стоимость одного самолета МС-21, по сравнению с конкурентами, также невелика: цена по каталогу - $70 млн. В то время как Airbus 320neo обойдется покупателям в $102,8 млн, цена Boeing 737 MAX-8 - $93,3 млн, а Bombardier CS300 стоит - $80 млн.
Немного инфографики от rbc.ru
Вот такая интересная машина получается. Ждем ее первого полета...
Данный материал подготовлен на базе материалов с Avia.pro, Ato.ru, wikipedia.com, geektimes.ru, meduza.io
Больше фото с церемонии от известных фотоблоггеров (часть их материалов использовал в данном посте) :
Материалы данной публикации взяты из открытых источников со ссылками на эти ресурсы, а также из фото и видео автора статьи, созданных в личных целях. Все фото, взятые с внешних ресурсов имеют ссылку на оригинальные страницы, для этого необходимо кликнуть на изображение.
Фотографии людей, попавших в обьектив автора, не используются в рекламных целях, а только для передачи атмосферы события, и могут быть удалены по первому запросу с их стороны.
В случае, если по мнению правообладателей, какие либо материалы могут нарушать закон об авторских и смежных правах, то такие материалы могут быть удалены из публикаций.
Цитирование записей полностью или частично, возможно только при ссылке на оригинал.