Очередь - любимая русская забава.

Aug 27, 2012 10:14

Занимательная картина откроется вашему взору после входа в почти любое государственное учреждение - длинная очередь из страждущих посетителей. Разговоры идут конечно же о «любви» к власти и о «профессионализме» отдельных сотрудников учреждения, которые медленно работают. У нас вообще не принято обвинять в чем-то себя, гораздо легче обвинить государство в неэффективной работе. Казалось бы, очереди - удел людей преклонного возраста, которым на пенсии необходимо как-то проводить свой досуг. Но на практике это совсем не так, приведу несколько зарисовок из жизни. Когда меня попросил друг съездить с ним в МРЭО ГИБДД поставить машину на учет, я даже не представлял, сколько времени и нервов все это займет. Холл площадью около 200 квадратных метров был просто забит нервными и озлобленными людьми. Восемь окон, в каждом из которых по два специалиста, просто не справлялись. А с каждым часом криков и скандалов было все больше.

Примерно то же самое я увидел на станции тех осмотра. Тогда я еще не понимал, зачем вставать в шесть утра, если тех осмотр работает с девяти. Длинная очередь на стоянке перед пунктом ТО явно намекала на интереснейшее времяпрепровождение в машине.

Но ведь и в первом, и во втором случае можно было предварительно записаться. Просто заехать, потратив на это лишние полчаса, и взять талончик. Талончик, который через пару дней сэкономил бы несколько часов времени.

По своему опыту я знаю только одно учреждение, где вне зависимости от длины очереди, возмущаться не принято. Это налоговая служба. У меня еще ни разу не получалось уйти оттуда, не потратив меньше двух часов. А уж в дни сдачи квартальных отчетов, там вообще можно вешаться. Еще можно понять, почему наемные бухгалтера спокойно относятся к этим очередям, для них рабочий день в любом случае идет. Но вот почему индивидуальные предприниматели до сих пор не перешли на электронный документооборот с налоговой, для меня загадка. Более того, еще остались организации, которые сдают отчетность в бумажном виде. Люди совершенно не ценят свое время, время своих сотрудников, и не умеют оценивать финансовые потери организации от потраченного впустую времени.

Другой пример. В мае прошлого года я посетил 10-ю поликлинику г. Иваново, которая обслуживает многочисленное ивановское студенчество. Поликлиника незадолго до этого была с помпезностью открыта, презентована возможность электронной записи, ну и важный для студентов бесплатный Wi-Fi. Однако очередь из студентов была обусловлена явно не последним фактором, а именно российской традицией томиться в очередях. Заподозрить продвинутых с технической точки зрения студентов в неумении пользоваться интернетом вряд ли можно, скорее уж в нежелании включать голову.

Аналогичная ситуация и в ФМС, заграничный паспорт в которой получают в основном люди со средним или высоким достатком. Окна одного моего хорошего знакомого выходят как раз на ФМС. Он просто с ужасом в голосе рассказывает, как люди занимают очередь с вечера, записываются, караулят свою очередь, ночуя в машинах.

Я не знаю, чем обусловлена такая любовь к очередям. Как мы видим традиция проводить время в очередях затрагивает все слои населения вне зависимости от возраста, материального достатка и социального положения. Интересно было бы посчитать, сколько человек по всей нашей стране одновременно стоит в очередях. Уверен, что счет идет на десятки тысяч. Складывается ощущение, что кто-то давно, в глубоком детстве, сформировал всем нам модели поведения - встать рано утром, занять очередь, обругать государство, отловить парочку лезущих без очереди и громко возмутиться подобной наглостью. Возможности сэкономить время на ожидании в очередях сейчас есть практически у всех. Но желания почему-то не наблюдается. На мой взгляд, можно защитить не одну диссертацию по психологии, исследуя этот феномен.

Меня же интересует вопрос, сколько денег государство должно потратить на пропаганду электронных услуг, чтобы они наконец заработали. И стоит ли вообще на это тратить деньги? Вопрос открыт.

Денис Сапожников, власть, государство, общество, Россия

Previous post Next post
Up