Изначально этот завод в Энгельсе был основан в 1942 году для выпуска керамических изделий военного назначения. С 1950-х годов производство начало перепрофилироваться и начался выпуск автомобильных свечей зажигания. Помимо этого, на заводе выпускалась и другая продукция из керамики - изоляторы, посуда. В 1990-е годы, когда всё разваливалось, чтобы спасти существующее производство, руководство предприятия продаёт завод группе Бош. С этого момента на заводе начинается реконструкция, огромная площадь завода очищается и приводится в порядок, вплоть до замены загрязненного грунта. В итоге площадка становится современным индустриальным и экологичным парком. Строится котельная, новый корпус, осваиваются новые направления производства.
Но самым крупным производством остаётся производство свечей зажигания, расположившееся, как это ни удивительно, всего в одном корпусе. Наконец-то мне удалось его посмотреть и поснимать. Первый цех куда мы попадаем - цех металлообработки.
Здесь производят корпуса свечей зажигания, центральные электроды, контактные головки.
Куча станков, которые всё делают в автоматическом режиме. Людей немного, а всего на производстве трудятся около 750 человек.
Для создания корпуса свечи зажигания в этом цеху происходит холодное выдавливание корпуса, его токарная обработка, промывка, приваривается боковой электрод, накатывается резьба и клеймо. В завершение корпус никелируется, собирается и упаковывается.
А это проволока, из которой и делают корпуса
Помимо всего, на заводе сделан отдельный цех, где делается оснастка для станков, производящих свечи. Заказывать на стороне - гораздо дороже и неудобно.
Цех оснащен различными станками, многие из которых очень недешёвые. Но и их парк постоянно пополняется
Следующий цех - производство керамических изоляторов. Слева - огромная печь, где их и делают. Но это уже современный вариант, говорят раньше всё выглядело по-другому и более громоздко. А сейчас планируется смонтировать ещё одну линию, что позволит увеличить объем производства с 50 миллионов свечей в год до другого уровня.
Перемещаемся в сборочный цех.
Линия сборки сердечника.
Это изоляторы со вставленным сердечником.
Где-то задействован ручной труд, а где-то и полностью автоматизированные линии работают
.
Наносится глазурь, подаётся центральный электрод, наносится герметик, крепится контактная головка, всё герметизируется и опрессовывается.
Этот один из станков для автоматической сборки, разработанных специалистами завода, сертифицирован, и теперь производит свечи зажигания для автомобилей, которые поставляются многим автопроизводителями, не только российским.
Описание того, что он делает
А это видео его работы
Процесс сборки свечи зажигания по этапам и образцы продукции
Готовые свечи зажигания, осталось испытать и упаковать
На заводе свечи производятся под марками "Bosch", "ЭЗ" и "APS" и поставляются автопроизводителям "АвтоВАЗ", "Группа ГАЗ", "КАМАЗ", "УАЗ", "ЯМЗ", "Daimler", "GM", "BMW", "Renault", "VW" и "Ford"
Спасибо комитету инвестиционной политики Саратовской области и руководству "Роберт Бош Саратов" за экскурсию.