А не искупаться ли мне в кипятке? Видимо, так ежедневно думают глазовчане, собираясь принять душ. А еще приготовить покушать, постирать, вымыть посуду и пол… В общем, кипяток у нас в ходу. А как иначе объяснить тот факт, что потребление горячей воды в разы превышает потребление холодной?
Любишь погорячее?
В соответствии с законом, до июля прошлого года собственники помещений должны были принять решение и установить общедомовые приборы учета на холодную и горячую воду и тепло. Непосредственным установлением должна была заниматься управляющая компания. Но в результате инертности глазовчан такие общедомовые приборы учета были установлены лишь в некоторых домах.
После июля 2012 года законом было обговорено, что если до этого момента собственники жилья не установили общедомовые приборы учета, то их должны установить ресурсоснабжающие организации, чтобы передать их впоследствии собственникам жилья. Вот здесь и начался традиционный в таких ситуациях бардак.
Глазовские «Теплосети» стали САМИ разрабатывать проекты, САМИ стали устанавливать общедомовые приборы учета и САМИ же стали принимать их у себя. Вот такие самостоятельные. Все бы ничего, но после такой установки приборов оказалось, что между суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативщиков и показаний прибора общедомового учета - огромная разница! Причем это касается именно горячей воды, по холодной воде такого нет.
Так, оказалось, что в доме потребляют 400 кубометров холодной воды и 900-1000 кубометров горячей. Как так? Ведь горячую воду используют гораздо меньше, чем холодную, особенно в зимнее время года, когда ее не нужно пропускать, чтобы она согрелась - вода сразу же идет горячая. Судя же по показаниям общедомовых приборов учета, люди умываются горячей водой, в туалете, как и на кухне, тоже используют кипяток…
Каждому дому - своя программа
Председатель Совета МКД по адресу: ул. Кирова, 29 Константин Семенович Ращепкин уже сталкивался с проблемой установки общедомовых приборов учета - как в своем доме, так и в качестве руководителя Общественной организации «Совет председателей многоквартирных домов г. Глазова»: «Я интересовался общедомовыми приборами учета еще в 2010 году, когда мы их ставили в своем доме. Еще тогда я подробно во все вникал, звонил в саму организацию, выпускающую их, - ЗАО «Теплоком». В то время в Глазове никто понятия не имел, как их устанавливать и настраивать. Специалисты ЖКУ письменно отвечали мне, что эти приборы настраиваются только на заводе-изготовителе и дополнительной настройки не требуют. Вот такую ахинею они несли тогда. Да и сейчас недалеко ушли.
Но в итоге я все же разобрался, понял главное: этому электронному прибору при установке необходимо задать определенную программу. В инструкции по эксплуатации и установке прибора четко прописаны все схемы измерений холодной и горячей воды, указано, какой схемой в каком случае необходимо воспользоваться. В разных домах разная система снабжения воды, различные схемы тепловых узлов. Для каждого случая разработана своя схема установки общедомового прибора учета. Надо выбрать именно ту, которая есть в доме, и затем считать по той формуле, которая и применима именно к этой схеме. Все это задается в программу прибора - в этакий маленький компьютер.
В руководстве по установке прибора все подробно расписано. Здесь под каждый дом можно подобрать свою схему. Если все правильно сделать, прибор будет работать корректно, погрешность в этом случае может составить всего 1%».
Быть или не быть расходомеру?
«Так как собственники не установили самостоятельно эти приборы учета, - продолжил Константин Ращепкин, - МУП «Глазовские теплосети» в соответствии с законом (ФЗ № 261 «Об энергосбережении и энергоэффективности …) занялись этим сами. При этом установка осуществлялась с нарушением Правил учета тепловой энергии теплового носителя, хотя эти Правила должны быть для «Теплосетей» настольной книгой!
Замечу, что такой схемы, какой стали пользоваться «Теплосети» при установке приборов учета, в его инструкции не предусмотрено вообще. У нас открытая система теплоснабжения, т.е. горячая вода берется из отопления. А потому на трубе отопления, согласно Правилам и инструкции прибора учета, должен стоять дополнительный прибор учета - расходомер. Наши же «умники» с «Теплосетей» решили: «А зачем ставить его? Мы поставим приборы учета на входе и выходе, а по разнице определим расход».
Все мы знаем из курса физики, что тела при нагревании расширяются, объем увеличивается. На входе, скажем грубо, 1 тонна составляет объем в 2 куба воды и 100 градусов Цельсия, а на выходе эта тонна сожмется. И даже если в доме потребили 1 куб, второй сожмется и уйдет обратно. А по расчетам получится, что потребили весь объем. Этот расчетный метод называется косвенный, он грубый. Он дает погрешность до 200%, в зависимости от величины потребленного объема. Представляете себе такое?
«Теплосети» объясняют свой способ установки приборов учета так: «Мы считаем, что так правильно». Не подтверждая при этом свои слова НИЧЕМ!
Ставить расходомер, по словам директора «Теплосетей» г-на Холманских А.А., обойдется собственникам жилья в 50-60 тысяч. Я знал, что этот расходомер стоит 5-6 тысяч рублей. Но после этих слов еще раз залез в Интернет, посмотрел, что вместе с установкой он обойдется примерно в 7 тысяч рублей, но никак не в 50-60 тысяч. При этом г-н Холманских А.А. говорит о том, что «Теплосети» беспокоятся о нас, чтобы мы не тратили свои средства - они и так подсчитают все расходы потребления на калькуляторе дедовским способом».
В результате такого подсчета расхода горячей воды люди стали сами «закипать». Потому что, согласно Постановлению Правительства РФ № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг …», весь виртуальный перерасход воды - это общедомовые нужды, сумма делится на всех собственников, исходя из площади помещений.
Деньги текут рекой
Обращения от жителей города, попавших в такую ситуацию, посыпались в различные инстанции. В первую очередь это касается нового района, тех больших домов, с которых и начали установку общедомовых приборов учета «Теплосети». Огромные расходы горячей воды спровоцировали жителей этих домов обратиться за разъяснениями в «Теплосети». На что им ответили, что все в порядке, все хорошо.
Конечно, для ресурсоснабжающей компании подобный расклад более чем благоприятен. У них все потери перекрываются с лихвой. И управляющей компании хорошо - бежит труба или нет, их не волнует, у них нет интереса устранять все протечки, латать трубы… За все это они получат с лихвой, выплаты от жителей перекроют все потери.
В итоге жалобы дошли до Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Глазове - Роспотребнадзора. Его специалисты, насколько я знаю, начали проверку с обращения в ЗАО «Теплоком». Им также сказали, что такой методики измерения, какую используют «Глазовские теплосети», в Российской Федерации нет. Повторили они свои слова и о необходимости все делать в соответствии с Правилами, с руководством прибора учета количества тепла (ВКТ-7), сказали, что нужно не вычислять, а замерять. В заключение ЗАО «Теплоком» подробно рассказал, как нужно устанавливать приборы учета, добавив, что «погрешность расчета косвенным методом по разнице на входе и выходе дает очень большую погрешность… Погрешность разницы составляет до 200%».
Новая методика мошенничества?
В результате своей проверки Роспоребнадзор согласился с доводами глазовчан, приняв во внимание данные ЗАО «Теплокома». Когда же эта информация появилась в СМИ, люди стали возмущаться еще больше: все происходящее похоже на мошенничество.
Действительно, получается, что ресурсоснабжающая компания беспрепятственно может так поставить прибор учета, что всегда будет в очень большом плюсе. И что-либо изменить в сложившейся ситуации она даже не планирует. А иначе, как объяснить отказ «Теплосетей» от установки дополнительного прибора учета?
Что такое расходомер? Это примерно такой же прибор, как вы ставите на холодную и горячую воду. Почему «Теплосети» не устанавливает их? Сначала они объясняли это тем, что для этого у них «нет технической возможности». То есть они не могут распилить трубу в двух местах и установить этот прибор. Хотя на сайте того же ЗАО «Теплокома» четко написано, что расходомеры идут в комплекте со всеми фланцами, шайбочками и гаечками и пр. Что в таком случае для «Теплосетей» означают слова «нет технической возможности» - никто не знает.
Следующее объяснение - попытка «сберечь» наши с вами деньги, сэкономив на покупке расходомера.
Администрация давит, прокуратура молчит
Когда началась волна возмущений среди глазовчан, проявилась Администрация города. Правда, по данным Константина Ращепкина, она приступила отнюдь не к защите прав горожан: она начала давить на Роспотребнадзор! Чиновники требовали, чтобы в СМИ было написано опровержение о нарушении «Теплосетями» прав глазовчан в ходе неправильной установки приборов учета. С таким давлением Роспотребнадзор не согласился и обратился в головную организацию в Ижевске. Республиканский Роспотребнадзор также занял активную позицию, приняв решение передать это дело в Госжилинспекцию.
20 марта в Администрацию приезжали специалисты Госжилинспекции. На этой встрече глазовчанами вновь был поднят вопрос о необходимо дать какое-то заключение по ситуации с приборами учета горячей воды. В итоге Госжилинспекцию обязали вынести заключение по происходящему в Глазове: можно ли нарушать правила и самостоятельно разрабатывать схему установки приборов учета, возможно ли нарушать инструкции, руководства? И действует ли в нашем городе Жилищный кодекс, в котором сказано, что общедомовые приборы учета должна обслуживать независимая специализированная организация? Между прочим, такие в Глазове есть. Но этим у нас занимается напрямую заинтересованное лицо - «Теплосети», при поддержке городской Администрации и молчаливого согласия Прокуратуры.
Ну а пока весь город с замиранием сердца ждет ответа из Госжилинспекции, глазовчане продолжают купаться в кипятке…
А. Иванова
Материал газеты "Мой город Глазов"