История СССР, заметки, часть5: БЫЛО ЛИ ЦАРТСВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС?

Dec 30, 2012 18:00


Исторический опыт свидетельствует: религиозные системы играют важную роль в жизни народов и могут обеспечивать единство и взаимосвязь между людьми. Особенности менталитета любого народа также во многом связаны с религией. Так, отсталое, архаичное общество в поисках высшего идеала находит их в религии. Прогрессивное общество наоборот - находит ценности на уровне философского осмысления жизни. В России конца XX - начала XXI века человеческое общество находится в странном, мечущимся состоянии, расставшись с прежними идеологическими установками и не нашедшем новых мировоззренческих основ. Правящая страной элита внедряет в головы граждан тупиковый вариант, но соблазнительный своей простотой до такой степени, что и думать не надо. Это взять и произвести в стране реставрацию прошлого, а фундаментом формирования мировоззрения должна вновь выступить религия в лице Русской Православной церкви. И вновь приходится обращаться к истории потому, что всегда надеешься, что ее знание в чем-то поможет нам - сегодняшнему поколению, которому пытаются привить былые, отжившие приоритеты и христианские ценности. И не случайно требуется тщательно разобраться в подобных христианских идеях, которые якобы составляли основу дореволюционной России в исторически-конкретных формах.


Царская Россия держалась на православии, поскольку эти ценности (милосердие, сострадание, взаимопомощь и др.) исповедовало большинство простых людей. Эти ценности являлись государственно признанными, но как выяснилось, впрочем, только формально. И одновременно церковь была колоссальным корпоративным собственником, ее сознание, как не парадоксально, было рациональным и прагматичным. В чем же причина формирования такого статуса церкви? А причина кроется в том, что сама церковь в России загнала себя в тупик непроходящего кризиса. Став в процессе исторического развития идеологическим инструментом царской власти, она (церковь) пошла по пути подчинения себе человека как институту государственной машины, лишив верующего свободного духовного поиска и свободной духовной жизни. Русская церковь ощущала себя как один из рычагов контроля над обществом, более того, стала бороться с любым проявлением инакомыслия, со всем, что противоречило ее догмам.

И вот здесь становится очевидным, что российское общество не было единым в понимании высшего смысла бытия, не было у той России общей духовной основы. Бурные выступления народа, уставшего от войны, разрушений, бездарного правления Николая II привели к Февральской революции. И Русская Православная церковь гибко реагирует на революционные события - она присягает на верность новому Временному правительству, почему-то забыв “о помазанниках божьих”, царствие коих она веками освещала. Появилось постановление временного правительства  “О свободе совести”, которым закреплялся принцип союза церкви и государства, по-прежнему подтверждающий господствующее положение РПЦ. Совершенно очевидно, что церковь была озабочено только одним - это сохранить свое положение в новом государстве, в корне не меняя своей цели - управление душами своих духовных год при сытости и достатке архипастырей и пастырей.

А между тем тревожный звонок в адрес РПЦ прозвучал. Надо отметить, что Временное правительство отменило обязательно участие военнослужащих в воскресной литургии, и 95% нижних чинов (“духовные годы”) перестали посещать обедню и исполнять молитвенное правило, т.е. задолго до прихода к власти большевиков-безбожников, разрушивших де духовные устои России. Между тем Временное правительство не собиралось прекращать войну и не могло дать хлеб голодным. Те же священники в армейских подразделениях на фронте бездействовали и занимали выжидательную позицию, в то время как непосредственно на линии огня происходило массовое братание отчаявшихся солдат вражеских армий.

Большевики в главе с Лениным воспользовались ситуацией и объявили: “Мир народам! Хлеб голодным! Земля крестьянам!”. Это решило все: буржуазно-демократический строй в России рухнул как карточный домик. А РПЦ вновь заняло тихую, выжидательную позицию, заранее думая, на какие еще уступки и компромиссы придется опять пойти в обмен на лояльность сменившегося строя.

Большевики, когда пришли к власти, никогда не выступали с программой откровенного разрыва с церковью. Декрет об отделении церкви от государства1918г. не нес антирелигиозной окраски. Каждому гражданину этот закон предоставлял возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, что впоследствии было возведено в ранг конституционной нормы, т.е. свобода совести. Между прочим, в большинстве европейских стран церковь была отделена от государства еще в эпоху буржуазных революций, и там общество безусловно носило светский, прогрессивный характер. Следовательно, акт об отделении церкви от государства в Советский России означал только одно - движение в современном русле общественной мировой жизни. Напомним основные положения этого исторического документа: церковь отделялась от государства, государственные и общественные мероприятия перестали сопровождаться религиозными обрядами, отменялись религиозные клятвы и присяга, церковь лишалась прав юридического лица с запретом владеть собственностью, все ее имущество объявлялось народным достоянием, в учебных заведениях запрещалось проповедовать религиозное вероучение. Свободное исполнение религиозных обрядов разрешалось, если они не нарушали общественный порядок и не посягали на права граждан. Для удовлетворения религиозных потребностей верующих здания и предметы культа передавались в бесплатное пользование религиозным обществам. За советским гражданами сохранялось право обучать и обучаться религии частным образом , т.е. путем личной практики отдельных граждан, имеющих профессиональную и педагогическую подготовку. И все, никакого воинствующего атеизма. А РПЦ как и всегда пошла на компромисс и стала приспосабливаться к изменившимся условиям. Но язык религии, ее понятия все больше отдалялись от повседневной реальной жизни, становились все более чужеродными по отношению к ней, церковь и всегда-то поступала не лучшим образом, не по-христиански, и это особенно проявилось во время ужасающего испытания, выпавшего на долю ее паствы, т.е. россиян. В 1921-1922 гг. Поволжье испытывало голод. В результате засухи на молодую республику надвинулся голод, охвативший более 13 млн. человек. После издания советским правительством Декрета об изъятии церковных ценностей на дело борьбы с голодом (1922г.) Патриарх Тихон издал директивы, воспрещающие изъятия из храмов, хотя бы и через добровольные пожертвования. В результате, во многих местах (в Москве, Ленинграде, Смоленске)дело дошло до открытых вооруженных выступлений против Советской власти. И как ответная реакция правительства - повсеместное закрытие храмов, аресты священников, ссылки их в лагеря на исправительные работы. Поэтому следует признать, что церковь не способна дать адекватный ответ на вызов времени, хотя бы изменив частично свою структуру и роль в обществе. Ведь на деле оказывается, что экономика и политика являются решающими факторами формирования религиозных настроений. В свете описанных выше событий мы волей или неволей приходим к вполне очевидному выводу: религия не столько сплачивает, сколько разобщает людей, а если и сплачивает, то лишь для того, чтобы противопоставлять их друг другу.

И сегодня религия снова пошла той же дорогой. РПЦ является частью государственной структуры независимо от того, кому собирается служить: националистам или либералам, ибо она по заявлениям иерархов вне политики, а на деле прислуживает земным властям. И поэтому снова в России закладывается взрывной материал, обозначается вероятность и неизбежность новых социальных потрясений. Ибо РПЦ служит не состоянию души своих граждан, а государству олигархов, антинародной политике, хотя связи эти самым тщательным образом скрываются. Именно в этом причина, почему люди в революционных ситуациях отворачиваются напрочь от религии. Ведь задача церкви в том, чтобы только помогать слабым, немощным, сиротам, а не заниматься наживой и стяжательством, не скатываться к обычному учреждению по обману граждан с помощью молитв. Вся пастырская деятельность церкви должна иметь исключительно благотворительный характер. И в этом смысле новое сращивание РПЦ с государством, а еще хуже - неуклюжая попытка играть государственную роль, просто губительна для современного русского народа, это пусть в прошлое, в никуда.
Мы живем в светском государстве, называемом Российская Федерация. И сегодня мы просто не имеем права возвращаться к временам, когда православие было официальной религией. Если мы хотим, чтобы наша страна была сильной, процветающей державой, то пора протрезветь от религиозного дурмана на иных общественных, биологических началах в основе которых лежит вера в дух и кровь русского народа.

публицистика, История СССР, РПЦ

Previous post Next post
Up