Г.С. Батыгин (1951-2003)

Jun 01, 2013 16:43

Сегодня исполняется десять лет со дня внезапной смерти Геннадия Семёновича Батыгина - выдающегося российского социолога, одного из лучших преподавателей Шанинки (МВШСЭН), прекрасного человека и учителя.
Увы... Десять лет его уже нет с нами...



В Институте социологии РАН. Фото Натальи Мазлумяновой
Сайт, посвященный Г.С. Батыгину: http://batygin.com/

И две статьи, публикованные им в журнале "Крокодил" в 1988 году:

«Крокодил». 1988. №2. С. 2-3, 6.

«Вырезка или вывеска?», «Диета по приказу» - так назывались выступлении «Крокодила» (№№ 13 и 25, 1987 г.), в которых речь шла о проблеме острейшей - о снабжении мясом наших горожан.
Публикации вызвала обильную почту. Читатели обсуждают, спорят, поддерживают, советуют. Есть письма, с которыми хочется полемизировать.
Мы решили показать их социологу. Через несколько дней он принес в редакцию свою статью.

Геннадий
БАТЫГИН,
доктор
философских наук

НЕ ОТНИМАТЬ, А СОЗДАВАТЬ
Точка зрения социолога на социальную справедливость

«Юмор хорош тогда, когда все сыты», - пишет в редакцию С. Г. Матвеев из Злато­уста. И он отчасти прав. Все мы хорошо знаем, что нашей стране далеко до изоби­лия. Не хватает жилья продовольствия, не­легкое положение в сфере здравоохранения, постоянная напряженка на транспорте. Пе­речень неурядиц можно продолжать Но все эти неурядицы наши общие, и мы должны сообща искать выход из нелегкой ситуации, искать оптимальные пути перестройки на каждом рабочем месте. Самое опасное здесь, пожалуй, потеря юмора и здравого смысла, когда разум ответственность, правосознание вытесняются злобой и оголтелостью. Тогда наступает нравственная и социальная сле­пота где-то в подсознании зреет надежда на дубину.
Не буду влезать в дебри социологической теории. Вся социология в жизни, она у нас перед глазами, и каждый лично участвует в общественном взаимодействии, формулиру­ет свои выводы сам. Поэтому вглядимся в себя.
Очередь продвигалась довольно бы­стро. За стенкой раздавались гулкие удары топора, и время от времени на мраморном прилавке возникал поднос с аккуратно нарубленной говядиной. Розовощекий дети­на с пушистыми ресницами - красавец! - следил за пальцем покупательницы, заучен­ным движением переворачивал в руках ку­сок. обнаруживая тем самым его нижнюю, менее приглядную сторону вместе с дове­ском, и смотрел вопросительно. День был явно удачный, было мясо. Все шло хорошо, кто-то спешил, брал, что есть, и уходил, дру­гие ждали, и среди них седая дама с пристальным взглядом из очков. Уже пристроив завернутую говядину в сумку, она нацелила очки на красавца и медленно, отчеканивая слова, произнесла:
- Вас… Надо… Серьезно… Лечить.
- ???
Пушистые ресницы выразили сначала не­доумение и растерянность, а потом обиду, какую-то детскую и совершенно неуместную здесь - в мясном отделе.
Точку строгая покупательница поставила уже у дверей:
- У вас серьезная социальная болезнь.
Детина обвел застывшим взглядом лю­дей с кошелками - замкнутые лица. Оче­редь зависела от него, боялись, что хороше­го мяса больше не вынесет. От людей его отделял прилавок, и диагноз социальной бо­лезни был ясен и неумолим - мясник. Оправдываться наивно.
Что же социологического в этой обычной жизненной сценке? То, что наше обществен­ное сознание заражено социальной болезнью злобы и нетерпимости: что мы можем судить о чем угодно, не давая себе труда задумать­ся над обвинением - судить! - однозначно и безапелляционно. «Что-о-о? За мясника заступаться, за вора?», - ужаснется кто-нибудь из читателей и подтвердит социологи­ческий диагноз Противоправный по своей сути, отвечающий всякую презумпцию неви­новности стереотип обвинения: если мясник, значит, вор - застит глаза злобой. И никаких фактов, никаких доказательств уже не тре­буется.
Наши мудрые предки говорили: «Врачу, исцелися сам». Сегодня, когда борьба за справедливость овладела нашими сердцами и помыслами, нужно учиться политической ответственности и правовой культуре, не раз­махивать дубиной там, где жизненно необхо­димы рассудительность и забота о завт­рашнем дне
Мне приходится читать немало писем. Вот лежит на стопе и крокодильская почта. Письма осуждающие, назидательные, озабо­ченные, злые, и нет ни одного, похожего на другие. И все же подавляющее большинство авторов сходится на том, что мясо у них кто-то отнимает.
Знаю, что мои слова не вызовут аплодис­ментов, и могу даже прогнозировать содер­жание откликов. Но подождите, не беритесь за перо. Сразу скажу никаким спецраспреде­лителем я не пользуюсь, машины и дачи нет, бездельником меня нельзя считать- это точно, мясо покупаю, как и все москвичи, - и вот в этом моя вина. Да, вина, потому что вряд ли смогу переубедить, например, Сер­гея Георгиевича Матвеева, который пишет в редакцию «Вся мразь прет из Москвы и пора всю Москву посадить на карточную систему, тогда сразу некому будет писать душеспасительные статейки вроде ваших (письмо адресовано не мне, а моему коллеге, но это все равно - Г. Б.), а то присосались там к дешевым продуктам и думаете, что везде так, как у вас. Вы там, в столице, с удовольствием закопаете кого угодно, кто посмеет посягнуть на ваше, как вы считаете, право потреблять самое лучшее, только ког­да вам дадут как следует по башке, тогда вы вспомните об остальных, кого вы объедаете и обманываете и на чьей шее едете...»
Сергей Георгиевич! Вы, конечно правы в том, что положение с продовольствием в Москве лучше, чем в Златоусте. Но факт: во многих других городах (в Прибалтике, Бе­лоруссии, на Украине) качество питания выше, чем у москвичей. Я не оправдываюсь. То, что вы делаете других людей, которые, как вам кажется, живут лучше вас, врага­ми, - пусть будет на вашей совести. Но все-таки факт никаких исключительных приви­легий у Москвы нет. К сожалению, я пока не располагаю сведениями о рыночных ценах (а рыночные цены - надежный барометр) на мясо в 1987 году. Но дело ведь не в одном мясе. Возьмем картошку - пожалуй, самый главный продукт в нашем рационе. Вы, ко­нечно, не будете оспаривать, что без мяса еще можно прожить, а без картошки совсем худо. Так вот в июле 1987 года картошка продавалась по цене до 40 копеек за кило­грамм в семи городах, свыше одного рубля - в 64 городах. На московских рынках картош­ка стоила в среднем 94 копейки. Это немного ниже среднесоюзного уровня. Особенно же тяжелое положение было в Комсомольске-на-Амуре, где картофель стоил 2.50. огур­цы - 3 рубля, а помидоры - 6 рублей за килограмм. Совершенно аналогично распре­деляются цены и на другие продукты пита­ния, в том числе и на мясо. Мясо в Москве, например, на Черемушкинском рынке стоит от 7 до 10 рублей Мог бы привести и другие цифры, показывающие, что уровень жизни в Москве, конечно же, выше, чем во многих других городах, но ситуация с продоволь­ственным обеспечением столицы не лучшая и никаких особых привилегий у москвичей нет. Впрочем, дело не в москвичах.
Психология «раскулачивания», «потро­шения» богатеньких и по сей день не дает нам покоя. Все кажется, что стоит только поделить реквизированное у кого-то добро по справедливости, и сразу же всем станет хо­рошо. Не тут-то было. Предположим, выявим новых богатеев тряхнем их по-пролетарски. И что? Лучше жить не станем, потому что благосостояние дается только трудом, при­чем трудом не самоотверженным, а основан­ным на хозяйском, бережном отношении к собственности к добру. От каждого по способностям каждому по труду. Не это ли наиболее точная формула социализма?
Должен быть только один вид преследо­вания - уголовное преследование в точном соответствии с процессуальными нормами, любая конфискация - только по закону. На этом надо стоять крепко.
Так-то оно так, но истомленный взор казарменной справедливости вновь и вновь ищет вокруг, что бы еще поделить, кого бы «раскулачить».
«У них денег куры не клюют, баба его шастает в халате» - суть этой психологии точно схвачена Владимиром Высоцким.
Какая наивность - показать пальцем на Москву они нас объедают. И на московских рынках приходится видеть, как мнимая справедливость размахивает дубиной. Мне стыд­но за некоторых москвичей, когда они поно­сят «грузинов» (так обыватель окрестил всех кавказцев), дерущих за фрукты бешеные деньги. И никто из обличителей не знает и знать не хочет что почем в Ереване и Тби­лиси, что люди, которых они первый и может быть, последний раз в жизни видят за прилавком, живут, например, в Ленкорани, цве­тущем субтропическом крае - синие горы теплое море - где сливочное масло, на рын­ке, разумеется, стоит одиннадцать рублей за килограмм. Не хотят знать, что у всех нас, живущих в одном доме, беды общие и буду­щее тоже общее.
Наша страна потребляет в среднем 62 килограмма мяса и мясопродуктов в год на душу населения. США - 120 килограммов, а Япония - всего 38 килограммов. Никому из японцев и в голову не придет обвинять нас, и тем более американцев, что мы лучше живем. Каждый народ, прежде всего, сам ре­шает собственные проблемы и выбирает судьбу.
Спору нет, в распределении продоволь­ствия у нас серьезные перекосы, плохо обес­печивается гласность при снабжении регио­нов сельскохозяйственной продукцией, мало кто знает величину потерь на стадиях транс­портировки и хранения, а потери нередко достигают 30 а то и 50 процентов. Но совер­шенно очевидно, что дележкой проблему не решить. В условиях дефицита распределение, так или иначе, останется неравным. Надо обеспечить достаток и тогда, решая вопрос о справедливости, мы не будем апеллировать к дубине, не будем заглядывать в чужой карман и писать доносы на соседа, построив­шего на своем участке теплицу.
Наша судьба в наших руках. Надо только быть хозяевами, отказаться от старых сте­реотипов и дать хозяину возможность рабо­тать на себя и на общество (противоречия здесь быть не должно). Одна семья на под­ряде произвела столько мяса, сколько весь совхоз. Занимая мизерное количество посев­ных площадей, личное подсобное хозяйство дает около трети важнейших видов сельско­хозяйственной продукции. Освобожденные от административно-приказного произвола колхозы во много раз повышают эффектив­ность производства, причем не за счет интенсификации труда, а путем наведения поряд­ка и личной хозяйственной заинтересованности крестьянина. Дайте волю «архангельско­му мужику», учитесь покупать и продавать, работайте сами «Я живу на пенсию - пишет Т.Ф. Березняк из Краснодара - Но если бы мне дали клочок земли, то я, на зависть бездельникам, сумел бы обеспечить продук­тами и себя, и рынок».
Так что, думая о справедливости надо искать решение проблемы совсем под другим фонарем и не размахивать дубиной там, где нужны обстоятельность и хозяйственная сметка.

«Крокодил». 1988. №17. С. 2-3, 8.

Мы учимся... Трудно, упорно учимся разумному. творческому хозяйствованию - без окрика, понукания, бюрократических вериг.
Учимся демократии, гласности, свободе. Серьезная это школа, и на пятерки по столь сложным предметам пока еще рассчитывать рано. Но ведь мы учимся!
Нас еще порой заносит то вправо, то влево, ибо не ушли из жизни звонкая фраза, с одной стороны, и угрюмое недоверие к человеку - с другой.
Мы нетерпеливы и ждем - вопреки здравому смыслу - немедленных результатов там, где они могут быть лишь итогом упорного, длительного труда...
Это наше сегодняшнее состояние, новый этап перестройки и связанные с ним проблемы глубоко и конструктивно проанализированы в редакционной статье «Правды». Напомним читателям одно положение из нее, имеющее непосредственное отно­шение к разговору, который журнал еще в минувшем году начал на своих страницах.
«Кое у кого возникла сумятица в умах, растерянность. Развертывание демократи­зации, отказ от административно-командных методов руководства и управления, расширение гласности, снятие всевозможных запретов и ограничений породили опасение: а не расшатываем ли мы сами устои социализма, не подвергаем ли ревизии принципы марксизма-ленинизма?»
Вопросы не праздные. Они волнуют и наших читателей.

Геннадий
БАТЫГИН,
доктор
философских наук

ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО...

ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА НА ПРИЧИНЫ ТОРМОЖЕНИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПИСЕМ

Давно замечено, что мы расстаемся с прошлым, смеясь, даже если этот смех пронизан страданием и болью.
Вновь и вновь история воспроизводит человеческие трагедии, и, повторяясь, они нередко превращаются в фарс.
В одном из писем в редакцию рассказы­вается следующий анекдот: сидим в вагоне с задернутыми шторами, дружно раскачи­ваем его и делаем вид, будто едем вперед, при этом согласованно гудим. Смешно и горько...
Революционная перестройка общества вынуждает нас по-новому относиться и к прошлому, и к будущему. Настало вре­мя выбирать... Впрочем, продолжу аллего­рию. Можно, конечно, открыть шторы, вы­сунуться из окон и с криками негодования продолжать раскачивать неподвижный многострадальный вагон, подвергая сокру­шительной критике машинистов локомоти­ва. Но, сколько бы мы ни кричали, пока сидим в отцепленном от прогресса вагоне, с места не сдвинемся. Не лучше ли выйти из него и начать прокладывать новый путь, оставив позади и ржавый вагон, и разъехавшиеся рельсы?
Сегодня, когда процесс перестройки за­трагивает интересы миллионов людей, обнаруживается, что приветствовать и одобрять перемены легко только на сло­вах. Когда доходит до дела, включаются тормоза. Оказывается, в старом вагоне было и неуютно, и холодно, но все-таки лучше, чем на ветру под открытым небом. Прошлое не отпускает нас, держит за глот­ку, опутывает сетью предубеждений и сло­весных стереотипов, грозит и тихо нашеп­тывает: «Не высовывайся, а то хуже бу­дет».
Может быть, так и должно быть?
Наивно полагать, будто в одно прекрас­ное утро, прочитав постановление, мы пере­строимся и станем совсем другими. Пред­стоит трудный, противоречивый процесс реконструкции устаревших общественно-политических отношений, каждому из нас предсто1гг выдавливать из себя по капле раба
129 лет назад Карлом Марксом написа­ны строки, заставляющие понять и почув­ствовать главное препятствие революцион­ного обновления: «Наряду с бедствиями современной эпохи нас гнетет целый ряд наследованных бедствий, существующих вследствие того, что продолжают прозя­бать стародавние, изжившие себя способы производства и сопутствующие им устаре­лые общественные и политические отноше­ния. Мы страдаем не только от живых, но и от мертвых... Мертвый хватает живого!».
Многие думают, будто общественные от­ношения являют себя где-то там, навер­ху, где вершатся судьбы страны, а может быть, в философских эмпиреях, - по край­ней мере, они имеют мало общего с обычной человеческой повседневностью. На самом деле общественные отношения живут в нас и вместе с нами. Они находят свое суще­ствование в бурных многочасовых собрани­ях, в неритмичных поставках, в очередях за колбасой, в возмущенных письмах в га­зету, в анекдотах и жалобах. Может быть, и факторы торможения живут в нас и вме­сте с нами? Один из них, принимающий вил возмущенной добродетели, опасен, прежде всего, своей мимикрией, как волк в овечьей шкуре. Речь идет о казарменно-уравнительных представлениях о социалистиче­ской справедливости.
«Индивидуальный и кооперативные труд разрешен не для того, чтобы дать волю проходимцам и хапугам. Его цель - привлечь дополнительные трудовые резервы для удовлетворения все более возра­стающих потребностей граждан. Вне общественного производства должны трудиться, прежде всего, пенсионеры домохозяйки инвалиды и студенты. Что же получилось? В эту сферу ринулись дельцы, которые стремятся только к наживе, а интересы общества им до лампочки - пишет в редак­цию Г.С. Шмеерович из Москвы. - Устана­вливая бешеные цены на свою продукцию, они за день зарабатывают столько, сколько рабочий человек и за месяц не получает. О какой справедливости может идти речь, если нарушаются основные принципы со­циализма. Этот важнейший аспект социа­листического строительства не получил отражения в проекте Закона о кооперации в СССР, и дело может пойти на самотек. Предлагаю ввести в Закон следующую фор­мулировку: «Государство регулирует цены на продукцию кооперативов с учетом общественно необходимых затрат труда. Любое превышение цен рассматривается как спе­куляция и подвергается уголовному пре­следованию в соответствии с действующим законодательством».
«Ничего, кроме появления новых бога­тых и новых бедных кроме расслоения общества, частник не даст. Реальный опыт показывает, что даже самые первые, робкие шага их деятельности в стране (в чи­стом виде или замаскированные под коопе­ративы) сопровождаются одурачиванием населения, взвинчиванием цен, спекуля­цией, вакханалией наживы. Народ поддер­жал идеи перестройки социализма, а не ре­ставрации капитализма» (Б.А. Сидоренко, доктор медицинских наук, профессор. Мо­сква).
«С возмущением прочитал проект За­кона о кооперации в СССР - так начинает­ся письмо В.П. Брызгунова из Ивановской области. - Он открывает дорогу частной собственности и свободному предпринима­тельству, подрывает великие завоевания Октября. До чего мы докатились! В ста­тье 10 Закона прямо указано Создание кооператива не обусловливается каким-либо специальным разрешением советских, хозяйственных и иных органов. Коопера­тив считается созданным с момента реги­страции устава, который является основ­ным документом, регулирующим его дея­тельность. Получается, что Советская власть самоустранилась от руководства кооперативами, и они будут делать все, что вздумается, обогащаться вопреки интересам общества. Да все же побегут из обще­ственного производства. На долю госпред­приятий останутся невыгодные работы. Кто же из честных тружеников будет вка­лывать за 200 рублей в месяц? Перестрой­ка - это упрочение равенства и справедли­вости, а не углубление классовых противо­речий».
Десятки, сотни писем... Но схема рассу­ждения стереотипна: держать и не пущать! Напрасно мы думали, что консервативная пропаганда периода застоя была малоэф­фективна. В массовом сознании жестко за­крепился идеал казарменной организации общественной жизни: каждый должен де­лать то, что прикажут, и получать ровно столько, сколько положено, - не больше и не меньше, по «справедливости». От чело­века здесь требуются главным образом по­слушание и, может быть, инициатива, на­правленная на реализацию указаний. В рамках такой схемы даже помыслить страшно, что люди смогут делать то, что им вздумается, например, шить модные «бур­жуазные» штаны и продавать их по никем не установленной цене.
У нас в ходу слово «получка» Вдумаем­ся в его изначальный смысл. Обитатели казармы получают, а не зарабатывают. По­лучая, мы всецело зависим от руки дающего и - удивительно! - не только боимся, но любим эту руку. Зависимость и подчи­ненность, оказывается, удобны и даже вы­годны. Не надо думать, принимать на себя риск ответственности за решения, душа не болит о завтрашнем дне - дадут что поло­жено.
Очевидно, развитие кооперации тормо­зится не только бюрократическими препо­нами - это было бы полбеды. Идеология запрета в буквальном смысле массовая, она укоренена в сознании поколений и со­здает неблагоприятную общественную ат­мосферу для распространения новых форм экономической активности населе­ния. В феврале 1988 года у нас насчитыва­лось 14 тысяч кооперативов, в основном в бытовом обслуживании, общественном питании, в сфере производства товаров на­родного потребления, в них работало около 200 тысяч человек. Цифры эти в масшта­бах страны совершенно незначительны, дела, как говорится, не идут.
Сначала был страх, что кооперативы прикроют, сегодня таких опасений все меньше, но желающих погнаться за длин­ным кооперативным рублем не очень мно­го. Действительно, кому хочется терпеть осуждающие взгляды, колкие замечания, прослыть рвачом и хапугой? То и дело коо­ператорам тычут в нос: дорого. Почему такие цены - спрашивают покупатели, чи­татели, телезрители. И возмущаются: цена не по правилам!
Но цена не бывает правильной и непра­вильной, она зависит от спроса и предложе­ния, и любые попытки диктовать условия рынку бьют по потребителю, в то время как расширение рынка, обилие данного то­вара в свободной продаже обязательно приводит к падению цен. Неприемлемой оказывается не только цена, но и независи­мость кооператора. В отличие от всех остальных он хозяин своего дела и в этой мере свободен. Самим своим существовани­ем кооператор бросает вызов казарменной психологии, подчиненности и зависимости человека. Другими словами, он «высовыва­ется», ему «больше всех надо», и эта откро­венная легализованная инаковость непе­реносима для обывателя.
Более того, оказывается непереносимой и свобода покупателя, выбирающего не то, что положено, а то, что вздумается. Пока­зательна в этом отношении судьба художе­ственных произведений, не прошедших через контроль худсоветов; А вдруг кто-нибудь купит у частника «не ту» картину?
Возможно, указующий перст руковод­ствуется благими пожеланиями, заботой о нашей моральной устойчивости и мировоззренческой подготовке. Но не пора ли отказаться от убеждения, что кто-то луч­ше самого человека знает, что ему нужно, а что нет. Демократизация общественной жизни немыслима без личной, индивидуальной ответственности за выбор, в том числе и на рынке товаров и услуг. И не беда, если кто-то купит коврики с лебедями. Пусть молодежная газета не паникует по поводу продаваемых кооператорами амулетов и гороскопов,  подрывающих научно-материалистическое мировоззрение  « комсомольцев. Все это не беда. Беда, если кто-то опять начнет принуждать людей к истине и насилием утверждать светлые идеалы.
Закон о кооперации в СССР не просто очередной шаг в радикальной перестройке хозяйственного механизма. В определен­ной мере он являет собой альтернативу административно-бюрократической системе управления обществом, которая фор­мировалась в нашей стране в течение деся­тилетий и неумолимо вела к застою и кри­зису. Из всех мероприятий социально-экономической  политики,  осуществленных партией за последние годы, закон о коопе­рации имеет наиболее важное практическое значение. Фактически в нем сформулиро­ваны принципы не только кооперативного сектора экономики, но и государственного предприятия в условиях полного хозрас­чета. Сущность новой кооперативной поли­тики можно сформулировать в нескольких словах, взятых из преамбулы к закону «Свободный выбор форм хозяйственной деятельности...» Этими словами намечает­ся поворот, которого советское общество не знало со времен нэпа. Фактически воссоз­дается многоукладность, многообразие со­циалистической экономики, воссоздаются процесс экономического обращения, объ­ективные законы товарно-денежного саморегулирования.
То, что так возмутило читателя В.П. Брызгунова, - «создание кооператива не обусловливается каким-нибудь специ­альным разрешением», является свидетельством коренной перестройки нашего политического мышления. Еще недавно мы руководствовались формулой: «Можно то, что разрешено». Для человека неискушенного эта формула мало о чем говорит. На самом деле она определяла судьбы. В прошлом году была опубликована по­весть А. Бека «Новое назначение», написан­ная в тот период, когда вопрос о том, что можно, а чего нельзя читать, решался с помощью указующего перста. Тогда один идеологический чиновник выразился пре­дельно точно: «Эта повесть не запрещена. Она не разрешена». За этими словами це­лый мир. Мир, где все выстроено по ранжи­ру, где можно делать только то, что предус­мотрено. Пред-усмотрено! Сколь многозна­чительно это слово: люди - лишь исполни­тели того, что усмотрено предварительно. Сегодня мы усваиваем новый политиче­ский и хозяйственно-правовой императив: «Можно все, что не запрещено».
На моем столе лист из ученической те­тради. Крупные, тщательно выведенные буквы. Пишет киевская восьмиклассница Люба Остова. Наверное, она не осведомле­на о всех хитросплетениях разрешений и запрещений, политэкономию и филосо­фию тоже не проходила. Но логика и реа­лизм мышления оказываются вполне достаточными для того, чтобы разобраться в том, что нам нужно, а что не нужно. «Слишком некомпетентны и агрессивны противники ИТД и кооперации, - пишет Люба.- Частник у них такой-сякой, пло­хой. Только эпитеты пособник капитала и «чуждый элемент», наверное, потребо­вали большой фантазии. Ругают они несчастного частника за все. Да ведь ругать легче всего: уверена, что авторы этих гневных писем ни разу не пользовались услугами этих самых частников. А ведь они не только отлично свое дело сделают, но и хорошее настроение подарят. Чувствую, у моих оп­понентов уже и ответ готов: «Но цены! цены!». Только забыли вы, что в высоких ценах виноваты не частники, а кое-кто иной - тот, кто сидит в конторе и по­тихоньку зажимает кооперативы в зароды­ше».
Перестройка вступила в новый этап. Пришло время практических действий. Многие из возникающих сегодня проблем воспринимаются с удивлением, даже со страхом: не изменяем ли мы идеалам со­циализма, туда ли идем? Общественная психология явно отстает от жизни. Возни­кают даже панические настроения по пово­ду индивидуального и кооперативного труда в советском обществе, особенно пугает возможность свободных заработков и личного обогащения. Время от времени раздается крик: «Реставрация капитализма».
Да, нам приходится сегодня многое оценивать заново, многое переосмысливать, отказываться от того, что тормозит и обед­няет нашу жизнь, - отмечается в выступ­лении М С. Горбачева на IV Всесоюзном съезде колхозников - Но это отказ не от социализма, его идеалов и принципов, а из­бавление их от коррозии... Поэтому нам так важно решительно преодолеть бюрокра­тизм и администрирование, социальную апатию и иждивенчество, убрать с дороги все, что тормозит наше движение, возвы­сить инициативу человека, каждую нова­торскую мысль и каждое смелое решение». Свободный выбор форм хозяйственной деятельности, всего того, что не запрещено законом, и являет собой такое смелое, но­ваторское решение, направленное на рост благосостояния советских людей. А это и есть подлинный социализм.

память, социология

Previous post Next post
Up