Представляю вам мой личный хит-парад - те, кого удалось вспомнить не раздумывая, "с ходу".
В хронологической последовательности:
1. Поп - толоконный лоб
2. Брат Горанфло
3. Дьячок Вонмигласов
4. Дьячок Отлукавин
5. Фельдкурат Отто Кац
6. Отец Фёдор Иваныч Востриков
7. Ксендзы Кушаковский и Алоизий Морошек
1. Поп - толоконный лоб - персонаж сказки А.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» (1830).
Отличительные черты: жадность, глупость.
Прямая речь:
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"
2. Брат Горанфло - персонаж романов А.Дюма-отца «Графиня де Монсоро» (1846) и «Сорок пять» (1847).
Отличительные черты: тучность, глупость, доброта, чревоугодие, пьянство.
Прямая речь:
Я буду серьёзен как осёл на водопое.
Мы оба тяжело переносим пост - я и мой желудок.
4. Дьячок Вонмигласов - персонаж рассказа А.П. Чехова
«Хирургия» (1884).
Отличительные черты: глупость, малограмотность.
Характеристика:
В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором.
5. Дьячок Отлукавин - персонаж рассказа А.П. Чехова
«Канитель» (1885).
Отличительные черты: глупость, малограмотность.
Характеристика:
На клиросе стоит дьячок Отлукавин и держит между вытянутыми жирными пальцами огрызенное гусиное перо. Маленький лоб его собрался в морщины, на носу играют пятна всех цветов, начиная от розового и кончая темно-синим.
Прямая речь:
Я их всех гуртом запишу, а ты неси к отцу дьякону… Пущай дьякон разберет, кто здесь живой, кто мертвый; он в семинарии обучался, а я этих самых делов… хоть убей, ничего не понимаю.
5. Фельдкурат Отто Кац - персонаж романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» (1920-1921).
Отличительные черты: пьянство, чревоугодие, сквернословие, увлечение женщинами и азартными играми.
Прямая речь:
На кафедру, звеня шпорами, взобрался фельдкурат.
- Habacht! /Смирно! (нем.)/ - скомандовал он.- На молитву! Повторять все за мной! Эй ты там, сзади, не сморкайся, подлец, в кулак, ты находишься в храме божьем, а не то велю посадить тебя в карцер! Небось уже забыли, обормоты, "Отче наш"? Ну-ка, попробуем... Так и знал, что дело не пойдет. Какой уж там "Отче наш"! Вам бы только слопать две порции мяса с бобами, нажраться, лечь на брюхо, ковырять в носу и не думать о господе боге. Что, не правду я говорю?
6. Отец Фёдор Иваныч Востриков - персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928), священник церкви Фрола и Лавра в уездном городе N.
Отличительные черты: жадность, лицемерие.
Характеристика:
Порывистая душа отца Федора не знала покою. Не знала она его никогда. Ни тогда, когда он был воспитанником духовного училища, Федей, ни когда он был усатым семинаристом Федор Иванычем. Перейдя из семинарии в университет и проучившись на юридическом факультете три года, Востриков в 1915 году убоялся возможной мобилизации и снова пошел по духовной линии. Сперва был рукоположен в диаконы, а потом посвящен в сан священника и назначен в уездный город N. И всегда, во всех этапах духовной и гражданской карьеры, отец Федор оставался стяжателем.
Мечтал отец Востриков о собственном свечном заводе. Терзаемый видением больших заводских барабанов, наматывающих толстые восковые канаты, отец Федор изобретал различные проекты, осуществление которых должно было доставить ему основной и оборотный капиталы для покупки давно присмотренного в Самаре заводика.
7. Ксендзы Кушаковский и Алоизий Морошек - персонажи романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок» (1930).
Отличительная черта: хитрость, расчётливость.
Характеристика:
Пока Кушаковский здоровался с Адамом Казимировичем, ксендз Морошек внимательно осмотрел автомобиль и не только прикоснулся пальцем к шине, но даже нажал грушу, вызвав звуки матчиша. После этого ксендзы переглянулись, подошли к Козлевичу с двух сторон и начали его охмурять. Охмуряли они его целый день. Как только замолкал Кушаковский, вступал Морошек. И не успевал он остановиться, чтобы вытереть пот, как за Адама снова принимался Кушаковский. Иногда Кушаковский поднимал к небу желтый указательный палец, а Морошек в это время перебирал четки. Иногда же четки перебирал Кушаковский, а на небо указывал Морошек.
Дополнения и уточнения этого списка приветствуются!