Сегодня сходил на "Прометея".
Для меня это был самый ожидаемый фильм года, и в целом могу ответственно заявить, что Ридли Скотт не ударил в грязь лицом. Достойный ответ всяким там "Чужим против Хищников".
Фильм, возможно, не такой пугающий и не такой атмосферный как "Чужой" 1979 года, но ведь и времена уже изменились. А загадочности и таинственности здесь хоть отбавляй.
И совершенно очевидно, что это фильм - ностальгия для реальных фанатов саги. Лично я впервые познакомился с ним в конце 1980-тых в пионерском лагере ночью в зловещем пересказе одного из счастливых обладателей видеомагнитофона… Ну а потом уже сам посмотрел на видео с гнусавым переводом Володарского.
Надо сказать, что я основательно подготовился к просмотру: пересмотрел первые две части саги, а также посмотрел большой 2-х часовой документальный фильм о том, как создавался "Чужой".
Так что же нам показали на этот раз? Попытаюсь разобраться.
Если кто уже посмотрел - подсказывайте!
А кто еще не смотрел, под кат лучше не ходить, там сплошные спойлеры.
Итак раса космических жокеев, окаменевший и развороченный труп одного из которых нам показали в "Чужом", вела на протяжении многих тысячелетий по крайней мере 2 вида деятельности:
1. Они занимались производством разумной жизни на других планетах по своему образу и подобию, выпивая какую-то дрянь и разлагаясь на молекулы ДНК.
2. Они разводили чужих в качестве оружия разрушительной силы.
При этом жокеи зачем-то на пряжение многих веков сообщают разным поколениям землян место, где находится их военная база (???)
Земляне, одногодки Алисы Селезнёвой, в конце XXI века наконец-то смогли расшифровать данный код и отправляются на эту далёкую планету на корабле "Прометей".
Два долгих года полета они проводят в анабиозе, и лишь одинокой биоробот Вертер с прибалтийской внешностью и манерами несёт вахту на корабле, попутно изучая древние языки землян.
В числе прочих на "Прометее" летит горячая финская девушка - единственная, которой по традиции удастся выжить во всей этой кутерьме…
Короче, всё как обычно, долетели без происшествий, приземлились, обнаружили таинственное сооружение искусственного происхождения и забурились туда. Сооружение на самом деле - это купол, под которым находится тот самый знаменитый "рогалик" - космический корабль жокеев. С виду всё выглядит необитаемым.
Однако на самом деле на корабле обнаруживаются и новые формы чужих, и спящий в анабиозе жокей, который проснувшись начинает молча хуярить всех без разбора, первым делом, конечно же разорвав пополам биоробота (привет Бишопу!).
Выясняется, что мы имеем дело с какими отморозками, которые создав когда-то много лет тому назад землян, собирались доставить на нашу планету страшный груз с зародышами лицехватов и новыми продвинутыми формами "чужих". И только благодаря этим самым "чужим", нечаянно прорвавшимся на свободу 2 тысячи лет тому назад (как я понял), удаётся уничтожить практически весь контингент жокеев и предотвратить тем самым гибель Земли.
Выживший жокей, не мешкая, решает докончить началое дело и поднимает свой космический "рогалик" в воздух.
В свою очередь, немногочисленные земляне, оставшиеся в живых в ходе этой заварушки, решают повторить подвиг Николая Гастелло и идут на таран с вражеским космическим кораблем. Довершает дело уничтожения коварного жокея смелая финская девушка, натравив на него чудовищного по размерам лицехвата.
Что порадовало:
- Многочисленные отсылки к первым двум фильмам саги;
- Новая форма проникновения личинки чужого в организм жертвы - путем интимной близости;
- Сцена аборта, в результате которой прерван органичный процесс рождения чужого;
- Лицехват (или правильнее сказать телохват, исходя из его размеров), который поимел в конце фильма вероломного жокея и породил (вероятно) матку чужих;
- Очевидный прицел на продолжение.
Что мне кажется лишним в фильме:
- Два тупых идиота - геолог и биолог, которые ведут себя абсолютно неадекватно. Хорошо хоть, что их убивают первыми…
- Вообще, героев слишком много - целых 17... И за два часа фильма мы так и не успеваем толком познакомиться с большинством из них.
- Абсолютно непонятный инцидент с отрубленной головой жокея, которая сначала оживает, а потом взрывается, не успев сказать ни слова.
- Странная смерть героини Шарлиз Терон: нафига было выпрыгивать из одного корабля, чтобы потом быть уничтоженным другим.
- Пафос, связанный с нательным крестиком.
- В «Чужом» в сценарии была сцена интимной близости между Рипли и Далласом, капитаном корабля. Но Ридли Скотт даже не стал снимать её, посчитав, что она будет не к месту. Здесь же их сразу две.
Что мне осталось неясным:
- Что за гадость подсунул робот Вертер другу главной героини. Если это та же самая субстанция, которую выпивал жокей в заставке фильма, которая разлагает организм на молекулы (что в итоге с ним и произошло), то почему интимная близость привела к зачатию чужого в организме отважной финки? Какая тут связь???
- С какого перепуга геолог, после того, как его облили кислотой, превратился в зомби, да еще обладающего невероятной физической силой. (Чтобы уничтожить зомби, ему, оказывается, нужно раздавить череп гусеницами вездехода. Пули и огонь его не берут…)
- Что убило жокеев 2 тысячи лет тому назад - чужие? Тогда куда они делись потом?
- Что это за непонятные столбики - инкубаторы для лицехватов? Почему одни столбики стоят, а другие лежат? Что за дрянь из них выделяется?
(Товарищи подсказывают, что в столбиках находится биологически-активный мутаген - та самая черная жидкость, который выделяясь под воздействием тепла, выходит на поверхность. Он без всяких лицехватов способен превращать живых существ в чужих)
Плюс два вопроса на размышление, которые задаются непосредственно в самом фильме и являются сюжетообразующими:
- Для чего жокеи создали землян?
- Почему они через некоторое время решили их уничтожить?
3D-изображение здесь, как мне показалось, используется не слишком эффективно, и мало что добавляет к фильму (в отличие, скажем, от того же «Аватара», где был создан реальный эффект присутствия). Может быть, единственная стоящая в этом отношении сцена - навигационная карта на мостике инопланетного корабля.