Юридические лица достаточно часто ведут свою деятельность не по юридическому (зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)) адресу.
Если юридический и фактический (где осуществляется фактическая деятельность) адреса располагаются на территории подконтрольной одной и той же налоговой инспекции, то в принципе ничего страшного в этом нет. Тем более в этом случае обеспечить присутствие (хотя бы периодическое) представителя по юр.адресу, а также проверку и прием почтовых отправлений несложно.
Но иногда бывает, что юридический адрес находится в другом городе, а то и в другом регионе.
В 2013-14 годах был принят ряд нормативных актов в целях борьбы с «липовыми» юридическими адресами.
Ситуация первая - по юридическому адресу нет никаких представителей фирмы.
Риски:
1) Все письма и сообщения направленные по юридическому адресу от налоговой считаются доставленными в течении шести дней, независимо от того, было ли реальное вручение. По сути такое же положение в отношении писем, сообщений, уведомлений и претензий от других государственных органов (в том числе судов) от других лиц (в том числе контрагентов).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в
ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013г. норма, аналогичная данной позиции, закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.
2) Налоговые органы при обнаружении факта отсутствия полномочного представителя организации по юридическому адресу могут применить определенные негативные меры:
ФНС России подготовила для налоговых органов указания, как бороться с компаниями, которые отсутствуют по юрадресам (письмо от 25.06.14 № СА-4-14/12088). В письме ФНС России ссылается на правовые позиции из постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61 о спорах, связанных с достоверностью юридических адресов. Итак, если инспекция по месту учета компании выяснит, что та не находится по своему юр.адресу, то:
- это будет основанием для составления протокола об административном правонарушении (по ч. 3 или 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
- об этом сообщат банку, чтобы тот расторг договор банковского счета с такой компанией.
- налоговый орган может через суд потребовать ликвидации компании, если докажет, что связь с ней по юр.адресу невозможна и что участники и директор были уведомлены о необходимости сообщить достоверный адрес.
Ситуация вторая - по юридическому адресу находится представитель организации, который принимает и пересылает почту, заявляет представителям проверяющих органов, что организация присутствует по юридическому адресу и осуществляет деятельность.
Риски:
Если фактическая деятельность организации осуществляется не по юридическому адресу, и на территории подконтрольной другой налоговой инспекции, то такая деятельность подпадает под понятие деятельности обособленного подразделения организации.
Согласно ст.11 Налогового кодекса РФ: обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом
рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца
В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ: Налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях.
Согласно п.1 ст.83 НК РФ: Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Если организация ведет деятельность вне юридического адреса без постановки на учет в налоговом органе и данный факт будет установлен налоговым органом самостоятельно, то организация подпадет под ответственность, предусмотренную п.2 ст.116 Налогового кодекса РФ (влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей).
Если же, организация подаст сообщение о создании обособленного подразделения с нарушением срока, то это повлечет ответственность по
п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ (влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ).
ФНС России в
Письме от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 указано, что за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных в данном случае
пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по
п. 1 ст. 126 НК РФ (влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.). Таким образом, непредставление в установленный срок в налоговый орган сообщения о создании обособленного подразделения влечет ответственность по
п. 1 ст. 126 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в
Письме Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.