Feb 15, 2017 16:46
В наше стремительное время... - так должен начинаться канонический текст, наставляющий о необходимости "стойко переносить лишения и тяготы", "искать смысл", "оставаться собой" и пр. Но что, если время уже нельзя описать как "стремительное"? Значительная часть сограждан - не только в моем подъезде, но и по всей планете, все полнее ощущает, что никуда наше время не стремится, а скорость его уже почти выравнялась со скоростью света в социальном вакууме. Потому нельзя сказать, что наше время куда-то стремиться, движется к какой-то цели. И все в меньше мере мы способны ощущать время как движущееся; так и свет мы не воспринимаем как движение. Свет - а теперь и наше время просто есть. Это мы движемся во времени, а не время вокруг и внутри нас. Мы проживаем тот самый неловкий момент, когда мы время еще отмечаем, но интуитивно уже понимаем - некий критический порог преодолен. Мир человека меняется в своих глубинных основах, привычное на наших глазах превращается в архаичное, но и архаичное внезапно всплывает из глубин видовой памяти в ультрасовременных контекстах. И постоянно - новое, новое, новое.
Не буду останавливаться на подробностях наших утрат и блеске приобретений. Адекватнее сосредоточиться на поисках опоры в мире, в котором даже само время больше не может служить мерой осмысленности метаболизма, вектором, определяющим движение от рождения к смерти, ибо сама смерть нынче замерла в прорези прицела человеческого разума.
Именно о разуме хотелось бы сказать подробнее. В свое время Зигмунд Фрейд отметил: "Голос разума слаб, но имеет одну странную особенность. Он звучит и звучит до тех пор, пока его не услышат. И в конце концов, после бесчисленных повторений, разум торжествует". Именно наш разум может и даже должен рассматриваться ныне как краегольный камень и путеводная нить в житейском море. Конечно же, такая важная вещь заслуживает внимательного к себе отношения - разум следует развивать, шлифовать, оттачивать, развивать, настраивать и вообще делать с ним все то, что люди обычно делают с самыми ценными своими инструментами. Перефразируя другого классика, можно утверждать: "Будет разум - будет и песня".
Другая важнейшая опора - здоровье, как бы банально не звучало это слово. Потеря здоровья означает утрату субъектности. Не я, но кто-то другой решает, что мне делать, когда мне это делать. Причем, как правило, его решения не делают меня счастливее, а в лучшем случае избавляют от нестерпимых более страданий.
Но, пожалуй, наиважнейшая составляющая устойчивости - взаимоотношения, понимаемые здесь в самом широком смысле слова. То, что традиционные - почерпнутые из древних книг, из опыта предков - представления о "правильности и хорошести" тех или иных взаимоотношений размыты роскошной пестротой человеческих проявлений в других уголках мира, вовсе не означает, что все дозволено. Есть в человеческой природе потоки и стихии, идти против которых не рекомендуется, если некто желал бы сохранть и разум, и здоровье. И хотя таких "генетических заповдей" не слишком много (около трех), для устойчивости необходимо и их соблюдение и, соответственно, умение потребовать их соблюдения от окружающих, ближних и дальних.
И еще один фундаментальный ингридиент - мечта. Воображение, планирование, фантазия, стратегирвание, предсказание, прогнозирование - есть множество слов, обозначающих эту удивительную способность человека. Научившись понимать,принимать, претворять в жизнь свои мечты, человек обретает собственную траекторию, собственный центр тяжести и, соответственно, устойчивость.
Очевидно, что все вышесказанное ультрабанально. Однако же таково наше время, что каждый день приходится начинать жизнь сначала. И тут без повторения банальностей, скорее всего, никак.
метапрактика,
психоанализ,
ОБ