В качестве эпиграфа - короткая антропологическая зарисовка о способах распространения мемотической инфекции.
- и как вам удалось поднять шахтёров на войну против украины?
- по науке сделали. сначала наше управление обратилось за консультацией к культурологам в высшую школу экономики,
затем к этологами в лабораторию при институте этнографии.
ребята там толковые, подсказали как делать правильно.
по их совету нашли широкоплечего пузатого прапорщика с мужественным таким, обветренным лицом. одели в поношенный камуфляж, берцы и отправили в спальный район донецка рыть окоп.
- просто рыть окоп?
- просто рыть, да.
- зачем? абсурд какой-то.
- вот мы тоже сперва не поняли, когда нам учёный из лаборатории сказал. а оно сработало. схема такая - прапорщик роет окоп, так? лицо у него мужественное, со значение, так? мимо идут пацаны, видят его и проникаются, понимаешь? как у обезьян - что доминирующий самец делает, то и молодые самцы.
обветренная рожа нашего прапорщики, его широкий пузатый силуэт вызывают у пацанов уважение и желание подчиниться.
это природный механизм, на подсознании.
- то есть они молча подходили, брали лопаты и начинали рыть?
- почему молча? с вопросами, конечно. культурологи объяснили, что отвечать. целый разговорник составили.
пацан, допустим, дерзко спрашивает - чо роешь, дядя?
прапор молчит и брови домиком. пацан опять - слышь, старый, чо роешь спрашиваю? тот ему - окоп. пацан смеётся - против кого?
тут прапор должен рявкнуть и бешено выкатить глаза - против фашыстов, блять! не видишь, что ли?
пацан в шоке, не понимает и тут прапор громко - чо стоишь-то? бери лопату и рой! или ты за немцев, как вон те пидоры? и жестом указать в сторону запада
- и начинали рыть?
- в девяти из десяти случаев.
- а дальше?
- пацан приводит пацана. чётко как в природе - молодой самец, следуя за взрослым и опытным самцом, зовёт сверстников.
- и они не требовали объяснений?
- этолог дал таблицу гримас. он её с горилл и с шимпанзе срисовал. если играть желваками, зыркать исподлобья и прищуриваться,
как в ней, у молодых само собой возникает ощущение осмысленности происходящего.
- а говорили что?
- этолог и культуролог сказали так - сорванным, хриплым голосом, желательно басом, с длинными паузами, говорить известные фразы из советских фильмов про вторую мировую.
мы нашего прапора специально в консерваторию возили, чтобы ему там связки правильно поставили. довели до нужной глубины.
- потом приехала украинская армия...
- да, приехала и пацаны, уже собранные в стаю - это термин этолога, не мой - сами начали действовать. чтобы у них была идея, прапор, как научили культурологи, ночью у костра, пересказал лекцию дугина о геополитике. костёр и ночь - это важно. так оно проникновенней получается. потом бой, первый труп и дальше уже само собой.
- то есть в основе всего - биология?
- да, именно. как во всём остальном в нашей жизни. дарвин был прав, как ни странно.
Люди рождаются свободными, но моментально после рождения попадают в десятки подобных оков, созданных в кузнях адского видового прошлого. Справляться с подобным давлением архаичных, управляющих поведением контуров помогает некий механизм, который называют по-разному и относительно которого ни у кого нет ясности. Иногда его называют "разум", а порой "самосознание" или "рациональность", или еще как-то.
У отдельного индивида механизм этот крайне слаб в сравнении с описанным в эпиграфе, но объединяющий потенциал его столь огромен, что за последние 7-10 тыс. лет "рациональность" проделала работу, большую, чем тысячи поколений живших прежде. В некотором смысле его можно сравнить с сетевыми протоколами, объединяющими различный "хард" и "софт" в единые системы огромной вычислительной мощности.
"Пакетами" передачи информации по этому протоколу в простейшем случае реальных общностей людей являются деньги и законы. Если в некоторой группе нет порядка с деньгами и/или с законами жизни этой группы, рациональность зависает и система скатывается к более архаичному, но и более надежному протоколу - вот эти все "старшие самцы", "ночные костры" и пр.
Если некто хочет добра группе людей, ему (ей) следует установить в этой группе единый для всех закон (возможно, с единственным исключением для "мистика") и навести логический порядок с финансами, т.е. с порядком внутригруппового обмена ценностями. Умнейшие люди говорили "Контролируй суды и финансы, а все остальное оставь черни". Поскольку в основе денег (как прежде всего практики счета) и законов (как прежде всего практики доказательства теорем нечеткой логики) лежит одна и та же рациональность, то на базовом уровне разницы между деньгами и законом нет: деньги это закон, а закон - это деньги.
Попытка запустить в самое сердце управления рациональной системы "двигающих бровями пожилых самцов" приводит понятно к чему - к разрушению базового кода этого могущественного сетевого протокола бионейронных вычислителей.
В таком контексте задача, нпр., украинской "революции" меняется от восстановления "гідності" к установлению рациональности. Тот карго-культ рациональности, которым мы располагаем сейчас, являтеся не более, чем имитацией, подражанием, "пересказом лекций Хайека и Милля ночью у костра". Необходимо менять все, начиная с младшей школы. С чего начинать, с "законов" или с "финансов" - это вопрос второстепенный, являющийся проблемой сектантских течений Церкви разума. Законы кажутся несколько предпочтительнее в связи с тем, что математический интеллект, необходимый для денег, формируется позже, чем нечетко-логический аппарат, необходимый для законов. Но, повторюсь, это не важно.
Важно, что если прямо сейчас каждый взрослый украинец не начнет считать свои (в т.ч. и общие) деньги и соблюдать/требовать соблюдения законов - "гідність" закончится так же быстро, как и началась.
В заключение мне следовало бы объявить "революцию разума", но где ж найти такого Найема, который бы осмелился позвать на Майдан с криками "Караул! Хулиганы разума лишают!"