Mar 25, 2011 07:27
Вчера рассматривали сущность диалога. Диалог, по мнению основателей Аспен-института, лежит в основе Западной цивилизации, является одной из основных ее цивилизационных практик и одновременно - ее основной целью. При этом, вопреки очевидной понятности, определение диалога ускользает от формулирования. Не всякий разговор двух и более разумных есть диалог.
Диалог предполагает открытость беседующих к измненениям - такова его главная особенность. Самый настоящий диалог ведется о сущностно важных для участников вещах, в пределе - о жизни и смерти. Диалог обретает самостоятельное существование и способен вести за собой беседующих.
Человек, освоивший навык диалога, способен самостотельно придавать смысл отдельным явлениям и особенно связи явлений между собой, а также осознавать эту связь. При этом он способен также менять смысл, значение явлений, как правило, в результате диалога с другим человеком.
Диалог вряд ли можно рассматривать как единственную ценность Западной цивилизации, поскольку для существования диалога необходима добрая воля всех сторон к диалогу, как минимум. Если одна из сторон не участвует в диалоге, а всего лишь аргументирует или озвучивает свою позицию, диалог не развивается и, следовательно, Западная цивилизация здесь бессильна, на ее место приходит какая-то другая система отношений, существующая в пределах, нпр., Западного общества.
Создание условий для диалога есть ответственная и трудная задача, иногда сопряженная с риском для жизни.
аспен