"28 панфиловцев"

Jan 30, 2017 00:42

Сёдня можно оценить "28 панфиловцев" по свежему впечатлению. Я его только что посмотрел. В целом фильм не то чтоб понравился - ибо за душу не ухватил, да и вообще меня тема "и как один умрем в борьбе за это" как-то не колышет, - но и плеваться, как после снежкинской "Контрибуции" в прошлый раз, не буду. Все-таки видно, что люди старались. Можно сказать, что "28П" - по-своему добротно сделанный фильм в классическом советском жанре фильмов про войну.

В чем-то он даже сделан получше. Условность и невысокая убедительность персонажей в целом те же, но кое в чем, особенно в деталях - традиционно наиболее слабом месте большинства подобных кинокартин - достигнут определенный прогресс. Во-первых, стоит отметить реалистично нарисованные на компьютере немецкие танки, именно такие, какие и должны быть в битве под Москвой, это вам не советские Т-55 в фанерном гриме, как у Федьки Бондарчука в его мерзостном во всех отношениях "Сталинграде", или у его более талантливого отца в "Они сражались за родину". Стволы у орудий при выстреле, как и положено, откатываются назад - тоже большой плюс. Взрывы убедительные, видно, что на пиротехнику не поскупились, хотя, вероятно, и тут не обошлось без компьютерной графики - ну так и здорово, давно пора, вместо того, чтобы изображать артобстрел при помощи магазинных петард. Во-вторых, создатели не сильно переборщили с пафосом, что даже несколько удивительно, ибо это совсем не в духе наших историко-патриотических военных фильмов. Речь майора перед бойцами накануне боя не звучит фальшиво. Фигура политрука особых нареканий тоже не вызывает. Работа гримеров и костюмеров тоже на высоте, по их части сделано все очень похоже.

Это о достоинствах. Теперь о недостатках. Учитывая, что фильм сделан в особом поджанре "эпизод одного дня", и вследствие этого никакого развития характеров и судеб персонажей сценарий не предполагает, драматическую сторону тут и критиковать нечего. Раз уж фильм о том, как кучка героев отбивает атакующего врага, недостатки сводятся опять же к историческим и техническим. В этом смысле постановка боя в "28П" несет на себе все родимые пятна советского кинематографа.

Первое, о чем следует сказать: что-то я не заметил, чтобы за весь фильм хотя бы раз была отдана нижестоящим вышестоящему воинская честь. Это как-то уже совсем не по-советски, явный промах. И вообще в "28П" армейские взаимоотношения какие-то уж больно идиллические, чуть не семейные, за гранью всякого правдоподобия.

Выше я сказал, что фигура политрука особых нареканий не вызывает. Не вызывает-то она не вызывает, но вот в то, что советский политрук мог помогать солдатам копать траншею - в это, увольте, не поверю. Да и не копали бойцы сами для себя окопов, тем более ночью накануне сражения. Ибо в таком случае бойцы просто не смогут сражаться. Для рытья окопов имеются инженерные части, что, впрочем, не мешало советскому командованию сгонять на строительство фортификаций местное население, которое и рыло траншеи, противотанковые рвы, блиндажи и прочее. И делалось это отнюдь не накануне вражеской атаки, оборонительные рубежи при отступлении по всему фронту всегда готовятся в тылу заранее, за недели и даже месяцы. Но даже для срочной копки траншей сгонялись местные, тем более что дело в "28П" происходит не в пустыне, а в густонаселенном подмосковье. Кстати, в западных армиях для этой цели еще в I-ю мировую войну начали применяться особые машины - траншейные экскаваторы, но в СССР великий индустриализатор Сталин о подобных мелочах не заботился.

Далее, что касается передвижений атакующих немцев на поле боя в "28П". Все поставлено в худших традициях советского кино: куча танков беспорядочно ползут черепашьим ходом по открытому пространству, всячески подставляя себя под все виды огня, а вперемежку с танками такой же неорганизованной толпой с винтовками наперевес ковыляет по снегу бестолковая пехота.

Пора бы уже нашим историко-патриотическим кинематографистам зарубить себе на носу, что так гоняли на верный убой только несчастную советскую пехоту, об обучении которой элементарным тактическим навыкам советские полководцы особо не заботились, и до самого конца войны "не обращая внимания на огромные потери, бросали пехоту в атаку почти в сомкнутых строях. Стадный инстинкт и неспособность младших командиров действовать самостоятельно всегда заставляли русских вести атаки массированно, в плотных боевых порядках. Благодаря превосходству в численности этот метод позволил добиться многих крупных успехов." (Ф.фон Меллентин, "Танковые сражения")

Пора бы тем же лицам зарубить на том же носу, что немецкая пехота в время II-й мировой войны в принципе не ходила в подобные самоубийственные атаки на своих двоих под прикрытием ползущих впереди танков, потому что к тому времени это была уже давно устаревшая тактика I-й мировой, где она была оправдана в виду малой скорости машин и их главного тогдашнего назначения - прорвать полосу колючей проволоки и подавить огневые точки врага, чтобы проложить путь своей пехоте, и была порождением позиционного тупика Западного фронта первых лет войны в стремлении оный тупик преодолеть. В годы II-й мировой танковые части Вермахта действовали совершенно иначе, следуя тактике, отработанной еще в 30-х годах, суть которой сводится к максимальному использованию маневренности и скорости. Взаимодействие с пехотой, разумеется, имело место, но не в виде совместного бега с препятствиями одной большой толпой по открытому полю. Простая пехота двигалась следом за наступающими танками и подавляла оставшиеся очаги сопротивления. Для непосредственного же следования за танками на поле боя у немцев после кампании во Франции "в состав каждой танковой дивизии был введен моторизованный батальон на бронетранспортерах. Такие батальоны предназначались в первую очередь для взаимодействия с танками. При этом применялась особая тактика. Пехотинцы вели огонь по небольшим группам противника с машин, а при сильном сопротивлении противника спешивались." (Г.Гудериан, "Танки - вперед!") Немецкий полугусеничный транспортер в самых различных модификациях можно часто видеть в военной кинохронике, но никогда - в отечественном кино про войну. Также нехудо было бы тем же создателям фильма хоть немного изучить те кадры немецкой военной хроники и учебных фильмов, где показано передвижение простых пехотинцев Вермахта на поле боя, чтобы не смешить зрителя зрелищем хаотичной толпы бестолково жмущихся друг к другу и покорно валящихся, как снопы, под очередью из "максима" фрицев.

Что касается передвижений самих танков на поле боя, то, само собой, оно тоже осуществлялось у немцев не как попало, а в определенных боевых порядках и с использованием определенных тактических приемов, о которых можно прочитать в той же книге Гудериана "Танки - вперед!" Уж кто-кто, а немцы воевали точно не числом, а умением. И тут самое время сказать несколько слов про достоверность разоблаченной еще в советское время пропагандистской сказки о том, как 28 человек геройски остановили и отбросили рвавшихся в самое сердце нашей родины фашистских гадов. Лично я ни за что не поверю в успех обороны трех рот РККА против атаки трех полков Вермахта (в "28П" в начале озвучено именно такое соотношение сторон). Вот наоборот бывало, отчего РККА и понесла такие запредельные потери.

А было под Москвой в 41-м вот как: когда немцы подошли к Москве, они были страшно измотаны длительным беспрерывным наступлением; материальная часть у них была сильно изношена, исправных танков в танковых полках оставалось от штата лишь чуток; из-за растянутых коммуникаций наступающие немецкие войска испытывали нарастающие перебои со снабжением; к той лютой зиме они были вовсе не готовы из-за просчета гитлеровских метеорологов, предсказавших на редкость теплую зиму, а также из-за просчета лично Гитлера, рассчитывавшего закончить кампанию на Востоке еще до зимы - поэтому у них не было даже зимнего обмундирования; и т.д. и т.п. Короче говоря, к тому моменту, когда немцы подошли к Москве, их наступление окончательно выдохлось. И вот в этот самый момент Советы перебросили к Москве свежие сибирские полки, кои в ходе успешного контрнаступления и отбросили ошеломленных немцев, которым в итоге пришлось самим перейти к обороне на всем фронте.

Из всего сказанного делаем вывод: кинокартина "28 панфиловцев" - относительно добротная историко-патриотическая агитка, сделанная по классическим советским шаблонам, вследствие чего страдающая всеми недостатками аналогичных агиток советского времени. Одним словом, агитка.

синематограф

Previous post Next post
Up