SOLA SCRIPTURA только не так как привыкли (Спиноза)

Jun 08, 2007 19:56

Всякий, кто хоть немного вдумается, может видеть, что для истинного познания веры весьма необходимо знать, что Писание было приспособляемо не только к пониманию пророков, но также и к пониманию изменчивой и непостоянной иудейской толпы: ведь кто принимает без разбору все. что находится в Писании, за всеобщее и абсолютное учение о Боге и тщательно не разузнал, что именно было приспособлено к понятиям толпы, тот не сумеет нс смешивать мнений толпы с божественным учением и не выдавать людских вымыслов и взглядов за божественные правила и не злоупотреблять авторитетом Писания.что оба завета суть не что иное, как учение о послушании, что тот и другой не преследуют иной пели кроме той, чтобы люди повиновались от чистого сердца? Ибо (не станем повторять уже показанное в предыдущей главе) Моисей стараются не убедить израильтян разумом, но обязать их договором, клятвами и благодеяниями: затем он под страхом наказания заставил народ повиноваться законам и поощрял его наградами к этому. Все эти средства ведут не к знанию, а только к повиновению. Евангельское же учение нс содер- жит ничего, кроме простой веры, именно: оно учит верить в Бога и почитать его, или, что то же самое, повиноваться Богу..... Те, кто не умеет отделять философию от богословия, спорят о том, должно ли Писание служить разуму или, на- оборот, разум - Писанию, т. е. должен ли приспособлять- ся смысл Писания к разуму или же разум - к Писанию. и последнее защищается скептиками, отрицающими до- стоверность разума, первое же - догматиками. Но уже из сказанного видно, что как те. так и другие целиком за- блуждаются, ибо, какому бы из двух мнений мы ни пос- ледовали, мы неминуемо нарушили бы или разум, или Писание. Ведь мы показали, что Писание учит не фи- лософским вещам, но одному благочестию и что все со- держащееся в нем приспосабливалось к пониманию и предвзятым мнениям толпы. Следовательно, кто желает приспосабливать его к философии, тот, конечно, припи- шет пророкам многое, о чем они и во сне не думали, и превратно истолкует их мысль; кто же, наоборот, делает разум и философию служанкой богословия, тот обязан принять предрассудки древней черни (vulgus) за божест- венные вещи и занять и ослепить ими ум. Стало быть, и тот и другой будут говорить нелепости: один - без разума, а другой - с разумом.

философия, христианство

Previous post Next post
Up