Click to view
На мой взгляд одной из сильных сторон секулярного мышления, хотя в наше время раскрывающаяся и как его слабость по причине отсутствия чувства меры, о чем, кстати, ссылаясь на о.Павла Флоренского, говорит сам Алексей Ильич, является право человека на ошибку в поиске истины, право на личный путь. Никто в научном сообществе не анафематствует ученого за теорию, оказавшуюся ошибочной, как бы рьяно он не отстаивал свою позицию, если полемика была конструктивной, велась по сути дела. Безусловно, есть изобретатели вечного двигателя, есть и псевдонаука (хотя здесь следует быть более осторожными в оценках), но никто не "отлучает", например, Шталя, создателя теории флогистона, за то, что его взгляды не разделяются современной химией.
Средневековое религиозное мышление, и в этом его изъян, склонно к тоталитаризму, к навязыванию тех или иных догматов, невзирая на состояние сознания людей, на их опыт, на их духовный путь. С моей точки зрения великие индийские мыслители и духовные практики в гораздо большей степени достойны Царства Небесного, хотя они и не пришли ко Христу, чем большинство из их завоевателей. Мне кажется, что временное торжество в совсем недавнем прошлом тоталитарной коммунистической идеологии в России - это своеобразный урок, призывающий нас быть мягче и чутче, ведь не случайно у истоков революции были поповские дети. Не конформизм, не расплывчатость истины, имею ввиду не ее текущего восприятия, но ее самой, к чему подчас имеет склонность секулярное мышление, нет, но понимание того, что каждому из нас свойственно своеобразие духовного пути, свои темпы духовного роста, свой поток и ритм времени, подчас и свой язык восприятия и выражения вселенской истины.
P.S. Наверное, отдельная тема - обмирщение как реакция на спиритуализм. Спиритуализм в его крайних формах превращается в мироотрицание, в презрительное пренебрежение дольним миром, к которому нас, как полагают спиритуалисты, ничто не привязывает, к которому мы перестаем испытывать какие-либо теплые чувства, ради мира горнего. Обмирщение, которое в социальном плане означает противопоставление мирян как клиру, так и к уходящему из мира монашеству. Обмирщение, идеалом которого становится религиозная жизнь, обращенная лицом к этому миру, духовная жизнь здесь и сейчас, в какой-то степени смиренно не дерзающая устремить свой взгляд к небу и к вечности. "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века", чаю и не более того.